Дебютант и знаменитость
Одна из неожиданностей "Ревизора" в том, что Хлестакова в спектакле Молодежного театра играет непрофессиональный актер, причем для него эта роль стала дебютной. Андрей Черпин разглядел "своего" Хлестакова в Эдуарде Коржове, руководителе драматического кружка в Детской школе искусств № 3. До этого режиссер целый месяц просматривал актеров барнаульских театров, студентов института культуры, но так и не смог сделать выбор. Черпина не смутило, что Эдуард Коржов намного старше своего героя и отличается от него телосложением (актеру за сорок, а гоголевский персонаж - "молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький").
В роли городничего на премьерных спектаклях - Валерий Золотухин. Впоследствии его место займет актер Молодежного театра Валерий Лагутин. Несмотря на то что Золотухин посетил лишь несколько репетиций, в роль городничего он вошел органично - в этом образе актер уже выходил на сцену в Калужском областном театре. "Валерий Сергеевич - опытный, блестящий артист, он сердцем чувствует, что нужно режиссеру, - говорит заведующая литературной частью Молодежного театра Ирина Свободная. - Помогло и то, что он очень хорошо знал текст, и во время первых репетиций даже подсказывал реплики другим героям".
Петербургский "десант"
В спектакле петербуржца Андрея Черпина все по-питерски интеллигентно. Зритель не увидит здесь острой социальной сатиры - скорее, истории отдельных людей и вневременная "чиновничья" картина. Декорации для спектакля создали петербургские же художники Александр Мохов и Маша Лукка (это их четвертая совместная с Черпиным работа). Первое впечатление при виде декораций: неожиданно! Именно так воспринимается контраст деревянных колонн и металлической "мебели",
трансформирующейся по ходу действия то в кровать для Хлестакова, то в набережную...
Рассказывает Александр Мохов:
- Гоголь писал "Ревизора", вдохновленный картиной Брюллова "Последний день Помпеи", под впечатлением от ее помпезности и трагичности, и именно это настроение мы хотели передать. Наши декорации основаны на контрастном сочетании фактур: это помпезная и могучая рама для не совсем реальных персонажей.
Деревянные колонны появились на сцене, поскольку они были во многих российских усадьбах, но одновременно это "напоминание" и об итальянской архитектуре, и о соборах Санкт-Петербурга… Зрители наверняка заметят цифры на колоннах - это отметки о наводнениях, которые раньше делали в Северной столице. Орнамент на спинке кровати в точности повторяет узор на ограде набережной реки Мойки. Петербург - мечта для героев пьесы, поэтому в декорациях так много отсылок к нему.
Хлестаков появляется на сцене в полосатом бельевом костюме и фраке, у почтмейстера на голове - высоченный цилиндр, для других чиновников наряды пошиты из шинельного сукна, дамы - в кринолине и ситцах. У всех персонажей, за исключением "столичной штучки" Хлестакова, на ногах войлочные сапоги (провинция, как никак!).
"Костюмы героев не историчны, но наделены определенным гротеском, это смесь "французского с нижегородским", русского и итальянского", - говорит Александр Мохов.
…На самом деле, барнаульские зрители должны были увидеть "Ревизора" еще в конце марта. Премьера задержалась, и в последние перед ней дни репетиции шли с 11 утра до девяти вечера, причем на протяжении всего этого времени режиссер Андрей Черпин вообще не покидал зрительного зала и сцены. Он очень хотел, чтобы гоголевский "Ревизор" зазвучал по-новому. И это у него получилось.
Алина СОЛОМИНА.