Николай Качанов уехал в США в 1981 году. Первое время пробовал собрать русский хор из тех русских, кто эмигрировал. Дело шибко не шло, потому что у русских было больше стремления сделать коллектив "для поддержания своей культуры". Такое закрытое сообщество композитору и дирижеру было не по душе.
"Мне хотелось и хочется простора. Моя мысль – учить американских людей постигать русскую культуру через хоровое пение. Не снаружи, а изнутри. Через необходимость учить язык, традиции, историю. Потому что без этого ты не сможешь петь наш репертуар на требуемом уровне. В нашем хоре сейчас много людей азиатского, африканского происхождения. Не это важно. Важно их стремление петь русскую музыку. Процент русских и украинцев за время существования коллектива растет и сейчас составляет где-то около одной трети", - говорит Качанов
Николай Качанов,
создатель и дирижер Русского камерного хора Нью-Йорка:
В любительских хорах поет практически каждый третий житель Нью-Йорка. Человек работает в офисе бухгалтером, но вечером он превращается музыканта. Здесь бешеная конкуренция в сфере музыки. Лучшие дирижеры, композиторы, певцы съезжаются в Нью-Йорк. Пробиться на профессиональном поприще здесь, где поют Паваротти и Доминго, достаточно сложно. И поэтому люди приходят в любительские хоры и поют на профессиональном уровне. Потому что у них к этому склонность вне зависимости от способа, которым они зарабатывают. И мы как хор востребованы. На наши концерты просто так не попасть.
Билеты в престижный Карнеги Холл на выступление Русского камерного хора раскупаются за неделю. Даже на такие специфические программы, как русская романтическая музыка.
В начале сезона Русский камерный хор публикует объявление о наборе новых участников. Такие же объявления публикуют еще несколько сотен хоров Нью-Йорка. Существуют даже отдельные бюллетени с подобными объявлениями. И на каждый из подобных коллективов находится своя аудитория, свои ценители, свои критики и поклонники. "Это очень музыкальный город", - улыбается Качанов.
"В Америке церковь – это центр культуры, концерты в церкви – это местная традиция. Церкви открыты для таких коллективов, как наш, мы часто там выступаем", - рассказывает Качанов. Уникальная акустика, сильное звучание делают церкви хорошей площадкой для передачи глубины тех произведений, которые исполняет хор.
Хор часто выступает, когда в Нью-Йорк приезжают русские дирижеры. Так они пели со Владимиром Спиваковым, Юрием Темиркановым, Владимиром Ашкенази, Валерием Гергиевым. Подобные выступления проходят на крупных престижных площадках – Карнеги Холл, Линкольн Центр.
Востребованность на Западе - это то, насколько у конкретного человека хватает способностей и энергии. "Ограничений нет, если ты сам стремишься реализоваться. Все зависит от твоей целеустремленности. И это действительно так", - уверен Николай Качанов. На его взгляд, нет смысла жаловаться на то, что "люди не слушают серьезную музыку", "трудно организовать концерт". "Все зависит от нас самих", - говорит создатель хора.
В любительском хоре одна из предсказуемых проблем – необязательность. То, что Качанова смущало в первые годы создания хора. Ведь если вы приходите на репетиции вечерами в качестве хобби, гарантия вашего постоянства – только вы сами, ваше чувство ответственности. "К чести американцев надо сказать, слово у них всегда совпадает с делом. Колоссальная пунктуальность и отдача. Стать участником нашего хора непросто. Ведь, к примеру, на прослушивании я даю петь с листа фрагменты органной музыки. Мы – непрофессиональный хор, но по качеству звучания, сложности репертуара мы профессионалам не уступаем", - говорит дирижер.
Верю в смену поколений
"Атмосфера поменяется только со сменой поколений. Несмотря на то, что мы воспитываем нашу молодежь, она многое приносит своего, не наследуя наши стереотипы, закомплексованность, боязнь быть самостоятельным", - считает Качанов.
Качанов начал преподавать в 15 лет, еще студентом барнаульского музучилища. Потом Новосибирск, консерватория, потом Нью-Йорк. "Я всегда замечал, что все новые поколения студентов потенциально лучше, совершеннее, способнее, талантливее нас. Я это принял как нормальный закон прогресса. Им нужно меньше ограничений, больше доверия, даже если нам этого не нравится. Молодежи нужно все пробовать. Я считаю, это нормально, природа должна брать свое", - защищает современную молодежь Качанов.
Будучи преподавателем, он никогда не ставил плохих оценок. "Особенно жестокими мне кажутся весенние экзамены, когда все изможденные, серые. Я просто не мог видеть мучения студентов. Все эти оценочные вещи, по-моему, совсем не связаны с реальностью", - уверен музыкант. Свобода отношений со студентами была одним из "раздражающих факторов" для руководителей Качанова в советское время.
Библия на рояле, неофициальные выставки новосибирских художников, вечеринки и обсуждения волнующих тем вместе со студентами не вписывались в каноны поведения классического преподавателя консерватории. Хор Качанова как-то раз вышел на сцену в Академгородке в джинсах и цветастых рубахах. Хор и джинсы? Хор и рок-гитаристы? Вольность неслыханная. Неприкрытое увлечение джазом усугубляло картину.
Быть требовательным к себе и благодарным близким
Где бы ты ни жил, если ты хочешь достичь многого, ты должен быть очень требовательным к себе. "Качество того, что ты делаешь, достигается именно так", - считает композитор и дирижер, хор которого регулярно выступает на лучших площадках Нью-Йорка.
"Я бы, конечно, не справился, если бы не моя жена Тамара. Это мой друг, коллега, самый первый критик. Каждый музыкант нуждается в таком человеке рядом. Она талантливая пианистка, выучилась петь, сейчас поет в нашем хоре. Тамара очень хорошо ориентируется в ситуациях. Гораздо быстрее, чем я, принимает правильные решения в администрировании", - признается Николай Качанов.
Многое в Русском камерном хоре делается добровольцами. Участники хора помогают с печатью афиш и пригласительных, размещают объявления о предстоящих выступлениях хора на тематических сайтах и рассылают по электронной почте. В списке рассылки – более 2000 подписчиков, которые следят за новыми программами, участвуют в жизни хора. Есть и те, кто побывал на первых концертах и остается преданным русской музыке все эти четверть века.
"Любовь к музыке, любовь к своему делу, любовь, уважение и признательность к тем, кто работает и живет рядом с нами – это то, что имеет смысл в жизни", - говорит композитор и дирижер.