Конфликтные отношения руководства театра и артиста стали достоянием широкой общественности в 2011 году, когда Цискаридзе публично раскритиковал административную верхушку ГАБТа за качество проведенной реконструкции исторической сцены. Впоследствии артист еще не раз позволял себе открытые критические высказывания в адрес администрации театра.
Противостояние между руководством и танцовщиком обострилось после нападения на худрука балетной труппы Сергея Филина в январе этого года. Тогда в СМИ прошла информация, что Цискаридзе мог быть причастным к происшествию. Некоторые издания сообщили, что, по мнению танцовщика, пресс-служба и гендиректор театра Анатолий Иксанов используют ситуацию в личных целях, обвиняя людей, работающих в театре, в причастности к этой трагедии. Администрация ГАБТ заявляла, что не ведет кампании против Цискаридзе.
В конце марта артист подал иск к Большому театру с требованием отменить дисциплинарные взыскания в виде выговоров, которые были сделаны ему дважды в феврале этого года — оба за интервью, данные танцовщиком без согласия руководства ГАБТа. Суд, прошедший 12 апреля, частично удовлетворил иск Цискаридзе: один выговор был снят. Второй, полученный Цискаридзе после интервью Би-би-си, оставлен. Цискаридзе объявил, что он намерен обжаловать решение.
Таланты Цискаридзе
Цискаридзе попробовал свои силы и на литературном поприще, написав несколько рассказов для книги "Полета вольное упорство", в которой в основном собраны статьи о нем. На презентации издания танцовщик сразу отметил, что в книге "нет ничего жареного, соленого, грязного", это рассказ о великих хореографах, его учителях. Из автобиографии читатель узнает, кем Цискаридзе мечтал стать в юности. Оказывается вовсе не танцовщиком. Автор признался читателям, что если бы сейчас ему пришлось выбирать между пением и танцами, то чаша весов склонилась бы к опере, на худой конец — к мюзиклу.
"Я думаю, книга будет интересна людям, увлекающимся балетом. Я не собираюсь писать мемуары, так как не люблю врать. А если я начну писать о своей жизни всю правду, то "Джейн Эйр" в сравнении с моей биографией покажется скромной детской книжечкой. Я не желаю пачкаться. У меня все хорошо", — рассказал Цискаридзе в одном из интервью по случаю выхода издания.
Знаменитый танцовщик пробует себя и в других видах деятельности. Так, в прошлом году он решил получить второе высшее образование (в 1992 году Цискаридзе окончил академию хореографии) и поступил на факультет юриспруденции в магистратуру Московской государственной юридической академии, набрав при поступлении 90 из 100 возможных баллов.
Чем известен Николай Цискаридзе
Премьер балетной труппы Большого пришел в театр в 1992 году. С 1995 года исполнял главные партии в балетах "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединой озеро" и "Пиковая дама" Петра Чайковского, "Баядерка" Людвига Минкуса, "Паганини" на музыку Сергея Рахманинова, "Дочь фараона" Цезаря Пуни и др. В 2001 году был первым исполнителем Злого Гения в "Лебедином озере" Чайковского (вторая редакция Юрия Григоровича), Германна в "Пиковой даме" (постановка Ролана Пети). Первый исполнитель в Большом театре партии Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" Мориса Жарра (постановка Ролана Пети) в 2003 году. С сентября 2004 года Николай Цискаридзе является педагогом репетитором Московской академии хореографии и ведет класс в Большом театре. В 2001 году ему было присвоено звание Народный артист РФ.