Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Ньютон русской песни. Три открытия, сделанные Ольгой Абрамовой в народной музыке

В жизни она такая же, как на сцене. Абрамова - из тех, кого надо слушать. Говорит, как поет: жди паузы, чтобы вставить свое слово. Успел спросить - слушай дальше. Потому что созданный ею театр народной музыки "Песнохорки", прежде чем выйти на сцену, исколесил весь край вдоль и поперек. А теперь вместе со своим руководителем получил президентский грант на создание электронной энциклопедии "Русская традиционная культура на Алтае".

Открытие первое:

- Еще в музыкальном училище мои знания о народной песне точно укладывались в те, что тиражировал каждый народный хор: сарафан, кокошник и звонкое пение под баян. Правда, дирижерско-хоровое отделение я выбрала совсем по другой причине: там учили руководить. Честно отработав четыре года по специальности, поехала поступать в консерваторию. Но не в Москву, где меня еще помнили педагоги, и не в Астрахань, куда было выдано рекомендательное письмо. Решила, что буду учиться в Самаре. Меня там, по крайней мере, никто не знал.

Но незамеченной остаться не удалось. Лев Христиансен, будущий педагог на отделении хормейстеров народного хора, почему-то сразу обратил на меня внимание: "Так, ты, наверное, ко мне. Пойдем, я тебя послушаю". После несложных заданий, которые я выполнила, почему-то спросил: "На гитаре играешь? " До той поры гитары я в руках не держала, но ответила: "Если надо - научусь".

Вечером в общежитии мне показали несколько аккордов, и утром, охрипшая от бесконечных репетиций, я честно выдала ему какую-то костровую песню под блатняцкий - как научили! - аккомпанемент. Убедившись, что я готова к чему угодно, после вступительных экзаменов он сразу отправил в фольклорную экспедицию. Там я впервые поняла, вернее, почувствовала, что такое настоящая народная песня.

Знаете, можно копировать исполнителя, и от этого получать удовольствие. Но для того, чтобы песня по-настоящему жила, нужно чувствовать себя ее соавтором. У народных песен всегда был автор. Уверена - в любые времена это была личность! Поэтому тысячу раз был прав мой педагог, когда выбирал себе учеников. Народную песню знают многие, но по-настоящему ее споет не каждый.

Открытие второе: "Фольклор - это классика! "

- Когда я приехала на Алтай, почти сразу возник вопрос: в какой костюм одеть своих исполнителей Все, кто здесь живет, - переселенцы. Только одни здесь обосновались пораньше, другие - попозже.

Строгая и сдержанная культура северян для концертной работы не подходила. Менталитет южан другой. Они шумливые, яркие. И в песне, и в неповторимой манере одеваться они сохранили ощущение праздника. Из тех, кто пришел в Сибирь из юго-западной части России, мы выбрали костюм так называемых "поляков". Это люди русского происхождения. На Алтай они пришли после реформ Петра Великого, поэтому выговор у них сохранился старорусский. Понятно, что костюму должна соответствовать и распевная манера исполнения. Кстати, когда мы выступали на фестивале в Испании, меня спросили: “Вы что, Баха поете?”

Я понимаю, за рубежом слушателей приятно удивляет наша абсолютная свобода импровизации. Несмотря на частую смену состава, специалисты всегда видят в нас профессионалов. Приходят к нам люди с желанием вместе работать, но остаются не все. Здесь нужно учиться: игре на русских народных инструментах, народному танцу. Все это нам порой проще передать ребенку, чем дипломированному музыканту. Поэтому взрослые артисты "Песнохорок" преподают в детско-юношеском центре, растят себе смену. Есть дети, которые пришли к нам в два года. Еще и не говорят, как следует, но уже поют!

Открытие третье: "Одна голова не бывает бедна"

- Носителем русской культуры я ощущаю себя только за границей. На фольклорном фестивале в Польше мы были единственным коллективом, представлявшим Россию. Русская народная песня для многих поляков - это "Калинка" и "Подмосковные вечера". Фольклор для них - это экзотика: мы те же славяне, но другие…

Сколько живу на Алтае, столько же порываюсь куда-нибудь уехать. Развивать дело, которое здесь начинала с нуля, без поддержки невероятно трудно. Манера исполнения "Песнохорок" известна фольклористам от Москвы до Бухареста. Нормальная реакция власти на хороший коллектив - желание сохранить свой территориальный бренд. И если бы наш театр был филармоническим, пришлось бы ждать, когда краевое управление культуры даст денег на поездку. Но мы не ждем. Каждый год сами планируем, где и когда хотим выступить. В июле ездили в Польшу, в октябре собираемся на этнический фестиваль в Москву. Весь год мы сами зарабатываем и откладываем деньги, потому и “выездные”.

Знаете, организаторы фестиваля в Польше предлагали участникам заполнить анкету. Ответом на вопрос "Какую организацию вы представляете? " - мы всех очень удивили: "Приехали сами по себе". Зашли в Интернет, послали запрос на участие, заполнили документы и поехали.

Дети, в студию!

У детей от трех до шести лет "Песнохорки" развивают музыкальный слух и голос. Разучивают игры, входящие в календарные обряды.

С шести до 12 лет предлагают поучаствовать в фольклорных обрядовых сценах. Учат игре на традиционных инструментах: жалейках, гуслях, колюках, гудках и кугиклах.

С 12 до 18 лет можно освоить казачью песню и пляску, приемы фехтования саблей, съездить в настоящую фольклорную экспедицию, научиться записи текста песни со всеми диалектными особенностями и распевами. Стать артистом "Песнохорок".

Справка “СК”

Ольга Алексеевна Абрамова родилась 1 января 1951 года в Куйбышеве (ныне Самара). Воспитывалась в Ярославском детском доме для музыкально одаренных детей с 1960 по 1962 год. Обучалась в детской Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с 1962 по 1967 год. Окончила музыкальное училище г. Куйбышева, затем - Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова на отделении "Руководитель народного хора", училась в аспирантуре в Барнаульском государственном педагогическом университете по специальности "Философия. История и теория искусства" с 1967 по 2004 год. Начала работать в 1968 году концертмейстером академического хора ДК "Прогресс" города Куйбышева. Преподает на отделении народного хора в качестве руководителя фольклорного ансамбля "Песнохорки" в Барнаульском музыкальном училище с 1979 года. Стала руководителем первого в крае театра народной музыки. Создала детско-юношеский фольклорный центр в Индустриальном районе г. Барнаула, в котором "Песнохорки" - участники образовательного процесса с детьми. Сегодня в коллективе 1380 человек. Из них только 18 - взрослые.

Ольга ЗАЛЬЦМАН.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии