– В данный момент кандидатуры на пост главного режиссёра пока что нет, – говорит Ирина Свободная, – сейчас решается вопрос о том, с кем из приглашённых режиссеров мы будем работать в новом театральном сезоне.
Так получилось, что на днях в Барнаул приезжала Ольга Лукина, художник по костюмам Мариинского театра оперы и балета, далеко не последний человек в человек в российской театральной среде. Корреспондент «МЭ» успела поговорить с ней о жизни, о театре, о кино, о режиссёрах…
О режиссёре
В Мариинском театре Ольга Лукина работала с режиссёром Дмитрием Черняковым, которого по праву считают одним из самых ярких и скандальных режиссёров нового поколения. Так уж повелось, что в последние годы ни один фестиваль «Золотая маска» не обходился без наград для Чернякова.
– В начале 2000-х он пришёл к нам в Мариинский театр и начал ставить «Сказание о граде Китеже», – вспоминает Ольга Лукина, – тогда все относились к нему с долей иронии – мол, 30-летний парень вряд ли осилит столь серьёзную постановку. Это сейчас уже никого не удивишь тем, что 25-летний выпускник ставит Достоевского. Хотя я лично не понимаю как это возможно…
Выхлоп от черняковской постановки был просто потрясающим. Мариинский «Китеж» повезли даже в Америку. На технически оснащённой сцене Метрополитен-опера спектакль прошёл на ура. Черняков появился на первых полосах иностранных изданий.
– Как с любым талантливым человеком, работать с ним сложно. Это не тот человек, который будет интересоваться, как у актеров дела или самочувствие. Он работает лишь на результат. Может назначить встречу в шесть часов, а сам явится в 12. И при этом мобильный у него отключен. Работая с ним, я поняла, что между просто талантливым человеком и гениальным большая разница. Талантливый человек может всю жизнь просидеть в своей мастерской, создавая шедевры. Гениальные же люди плюс ко всему этому умеют подать себя, своим творчеством приглушить и уничтожить всё, что вокруг них. Дмитрий Черняков – именно такой человек. Гений.
Об артистах
Ни для кого не секрет, что барнаульские актёры накануне премьеры чуть ли не ночуют в театре. Бесконечные прогоны, репетиции, во время которых теряется счёт времени.
– Подобного лихого энтузиазма, который был в своё время и в театре «На Таганке», и в «Современнике», уже практически нигде нет. Существуют нормы труда и почасовая оплата артистов. Конечно, по большому счёту, если это необходимо, никто не считается со своим временем. Но все же, я считаю, что ночные репетиции говорят о слабом режиссёрском профессионализме.
O личной жизни в театре
– Как правило, жёнами главных режиссёров становятся актрисы, – говорит Ольга Лукина, – это очень хорошая дорога к большой сцене. Несмотря на то, что я была не из робкого десятка, не обделена умом и красотой, всё же выбрала себе другой путь. Моим мужем стал обычный художник по свету Мариинского театра. Вот так всю жизнь и прожили с ним в театре. Правда, наш сын выбрал себе совершенно другой жизненный путь. Видимо, в детстве мы его затаскали по театрам.
О кино
В 2006 году в качестве художника по костюмам Ольга Лукина участвовала в съёмках фильма «Птица счастья». В 2007 году – в телесериале «Гаишники» (режиссёр Виктор Бутурли). А совсем скоро на экраны выйдет 12-серийный детектив, снятый режиссёром Фурманом, для которого наша землячка также делал костюмы. Работа в кино очень напряжённая. В семь утра уже надо быть на съёмочной площадке. Казалось бы – что там делать художнику по костюмам?
– Я слежу за каждым движением актёра, чтоб вдруг пуговичка не расстегнулась, носовой платок из кармана не выглядывал. Ведь как иногда бывает в кино: герой вошёл в телефонную будку в пиджаке, а вышел в одной рубашке. В таком случае художник по костюмам подвергается штрафам. Если устанавливается, что это произошло по моей вине, то следующий съёмочный день будет проходить за мой счет – аренда помещения, транспортные расходы, установка света, зарплата всей съёмочной группы. В кино всё очень строго. Здесь чёткий график, точное рабочее время. Если режиссёр решит задержать артистов дольше, то это уже дополнительная плата. А вообще, наше нынешнее кино – это дело, поставленное на конвейер, поэтому страдает качество.
Об Алтае
– Вы знаете, с возрастом я всё больше и больше склоняюсь к тому, что хочу возвратиться сюда. Здесь особая энергетика. Здесь другие люди. Вот я приехала, друзья тут же собрались и поехали в Горный. В Питере такого нет. Там вечно у всех мигрень и т. д. Я была во многих городах, странах. Но всё же Алтай – это удивительное место.
В подарок своим близким и друзьям Ольга везёт с Алтая мёд, сало и … конечно, её, родную – алтайскую водку…