Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Она его за муки полюбила, а он ее… Послезавтра Отелло задушит Дездемону!

13 октября театр драмы покажет "Отелло" барнаульским театралам. Что мы увидим? Даже сейчас мы не готовы вам этого рассказать - на репетиции спектакля журналистов не пускают. Но все-таки театр чуть приподнял тяжелый занавес и впустил нас посмотреть краешком глаза, что же происходит там, внутри…

То ли еще будет…

Антон Коваленко, режиссер спектакля, впервые ставит Шекспира на большой сцене. Он специально для этого приехал к нам из Северной столицы по приглашению главного режиссера театра драмы. Владимир Золотарь увидел отрывок из "Отелло", поставленный Антоном, на фестивале молодых режиссеров. Пришел в восторг и пригласил талантливого коллегу в Барнаул.

Что из этого выйдет, пока судить сложно. Но, судя по энергетике в театре, на премьере нас ожидает нечто крайне любопытное.

Нервное напряжение достигает предела. Репетиция. Усталость. Истерика. Сигарета. Потом чашка чая с успокоительными травами и вера в то, что и на этот раз фортуна не отвернется. Уже сложно что-то изменить, что-то переиначить. Вот, наверное, обобщенный набор чувств людей, причастных к "Отелло"…

Кое-что нам рассказал и сам Коваленко…

Как современник Шекспира

- Когда работа над постановкой подходит к концу, грань между тем, что происходит на сцене, и реальностью практически стирается, - рассказывает Антон. - Репетируешь и думаешь: "А можно было вот это сделать по-другому… Но уже сделали так… Хорошо? Вроде бы да…" Это, согласитесь, как в жизни. Из 1000 возможных вариантов в итоге выбираешь один, и тяжело быть уверенным в том, что именно он окажется верным. Хотя, конечно, очень этого хочется.

На мой взгляд, для того чтобы спектакль удался, нужно начать жить так, будто материал, по которому работаешь, был написан при тебе, будто ты хотя бы издали видел драматурга, был знаком с его друзьями... Нужно научиться чувствовать, понимать и видеть мир так же, как он.

Свою историю мы начнем с бури. Она, как символ человеческой жизни, возникает так же внезапно, как впоследствии исчезает. Буря чувств и ослепляющей страсти, возникшая между Отелло и Дездемоной. Акцент в этой истории я все-таки сделал на отношениях мужчины и женщины. И для того чтобы реализовать поставленные цели, ввел рассказчика… Шекспир отводит ему всего несколько сцен, я же продлил его жизнь на все 100%. Кроме того, в нашей постановке не будет первого акта.

В остальном ко всему, что было написано великим драматургом, я отнесся очень бережно.

Недоверчивый влюбленный и ранимый человек

- Отелло - человек запутавшийся. Он, как сказал великий поэт, очень доверчив. Но я бы добавил (и это есть у Шекспира), что он еще и раним, чувствителен ко всему, что происходит вокруг. Ведь даже самые страшные убийцы, до того как начали совершать злодеяния, слишком тонко и болезненно воспринимали окружающий мир. А Отелло с какого-то момента действительно выглядит как маньяк. Но, осознав свою ошибку, он легко и с радостью раскаивается. Для него Счастье узнать, что он ошибался, и Счастье умереть от этого.

Для Отелло и Дездемоны смерти не существует. Они будут вместе всегда. Для меня эта пьеса - зрелая история Ромео и Джульетты. Это более осознанное понимание того, что подлинной любви не место в этой жизни… К сожалению. Часто любящие сердца окружают слабые, занятые лишь собой люди, которые и становятся причиной гибели влюбленных.

Но нельзя сказать, что герои сами ни в чем не виноваты. В жизни каждого человека есть моменты "до" и "после". Об этом надо помнить. Если ты уже что-то совершил, очень сложно вернуться, зачеркнуть или исправить это потом. Каждый человек в той или иной степени кует свою судьбу. Иногда, уже после содеянного, мы понимаем всю нелепость своих заблуждений и смеемся над собой. Правда, уже сквозь слезы, потому что, как правило, все наши поступки влекут за собой определенные последствия.

Погода в "доме"

- Актеры в театре очень профессиональные. На мой взгляд, они смогут реализовать замысел любого режиссера. Они максимально помогают воплотить то, что задумали мы с художником. На данном этапе у меня уже не осталось ни малейшего сомнения в том, что уже скоро спектакль будет принадлежать им окончательно. Тогда я буду считать, что свою миссию выполнил.

Познакомились мы с труппой еще год назад. Найти общий язык в быту нам удалось очень быстро, другое дело - профессиональные вопросы. Ведь у каждого свой взгляд, свое мнение, и в итоге необходимо определенное время, чтобы найти нейтральную зону, на которой актеры и режиссер будут разговаривать на одном языке. Конечно, поначалу я гнул свою линию, они - свою… Но в конечном счете наши эмоции и мнения слились воедино, переложив историю Отелло и Дездемоны на сценический язык.

Правильное решение можно найти только совместными усилиями. Без компромиссов нет ни театра, ни жизни вообще…

Герои о ревности…

Эдуард Тимошенко (Отелло):

- Ну, что значит ревность? Если человек ревнует, значит, для этого у него есть какие-то основания, какое-то право. Ревновать того, кто тебе не близок, бессмысленно и глупо. Здесь нужно просто разобраться в том, что ты чувствуешь, не заставляя других страдать.

Ну, а если какое-то недоверие, недопонимание возникает между людьми близкими, любящими, то тогда, я считаю, нужно непременно поставить все точки над "i". Если же эти чувства достигли такого масштаба, что люди уже не могут спокойно сосуществовать, надо расходиться, чтобы не отравлять друг другу жизнь.

Ирина Быкова (Дездемона):

- Когда ревность достигает пика, человек постепенно начинает сходить с ума. Но все-таки себя надо уметь контролировать. Так будет легче всем. Я в таких ситуациях чувства стараюсь не выплескивать. Не вижу смысла и просто отхожу в сторону. Если у любимого появился кто-то другой, зачем мешать?! Может, там его судьба. Конечно, переживания какое-то время остаются, но потом ведь они проходят!

Ревность по сути своей может как подогреть, так и уничтожить любовь. Поэтому с ней, как с огнем, лучше не шутить.

Андрей Сенько (Кассио):

- Я актер. Моя жена актриса… Так что мы, наверное, без предрассудков. Если в нашем деле друг другу не доверять, свихнуться можно! Говорят, кто не ревнует, тот не любит. Я с этим не совсем согласен. Люди ведь разные бывают. Хотя ревность способна чувства обострять. Если между людьми время от времени не вспыхивает страсть, то они, наверное, разводиться идут.…Ревнуешь, значит, что-то внутри бурлит. Значит, не все еще отжито, еще есть искры…

Антон Кирков (Яго):

- Я не сталкивался с таким проявлением ревности, как в нашем спектакле. И слава Богу! Но в той или иной степени ревность – чувство, присущее каждому. Про себя скажу, что я скорее "несильно" ревнивый. Старюсь людям доверять все-таки. Бывают случаи легкого такого… дискомфорта. Думаешь все время, где этот человек, с кем сейчас... Но это лучше оставлять при себе.

Меня самого ревностью тоже никто не терроризировал. Повезло, можно сказать.

И все же в допустимых дозах это чувство должно присутствовать. Совершенно без него нельзя. Но проблема в том, что кто-то может себя контролировать, а кто-то нет.

Станислава САЗОНОВА.

За что, Отелло? Комментарий психолога

Пытаясь взглянуть на поступок Отелло глазами психолога, сразу предупрежу о возможной однобокости и схематичности интерпретации.

Стремясь понять внутренние переживания героя, опираться можно только на его высказывания о самом себе. Что можно прочесть в этих строчках?

Одна из фраз Отелло о Дездемоне: "Я в ней уверен как в самом себе". И сразу возникает вопрос: а насколько он уверен в самом себе? Психологи традиционно ищут истоки личности в детских годах. Что же известно нам о детстве Отелло? "Начавши службу мальчиком в семь лет", "Я весь свой век без малого воюю, И, кроме разговоров о боях, Поддерживать беседы не умею". Нет ничего радостного и теплого в этих картинках - нет слов о матери, ее нежности, нет ничего от детского праздничного мироощущения, как будто он родился сразу воином.

Как сам герой воспринимает свою жизнь? "…дошел до первых горьких столкновений Моей незрелой юности с судьбой". Рассказывая Дездемоне о своем прошлом, он говорит только о "лишеньях и трудах", уже этим подчеркивая ощущение себя в неком страдальческом, жертвенном контексте. Мотив вспыхнувшей в героине любви к нему Отелло формулирует так: "Я ей своим бесстрашьем полюбился, Она же мне - сочувствием своим". Из слов других действующих лиц мы узнаем, как уважают, ценят Отелло все вокруг, очень тепло относятся к нему и высокопоставленные, и простые люди. Из описываемых событий мы видим, как искренне привязана к своему избраннику Дездемона, как предан своему покровителю Кассио.

Есть такое понятие у психологов - "невротическая воронка": независимо от того, как относятся к нам окружающие, мы можем бесконечно чувствовать себя несчастными, нам все мало и мало, сколько бы нам ни давали, мы поглощаем проявления привязанности к себе, не воспринимая их по-настоящему, так сказать, "не переваривая". Потребность иметь невротически ненасыщаема - и в области человеческих чувств тоже.

Возникает ощущение, что Отелло сам не разрешает себе быть достойным чувства прекрасной Дездемоны. Он не верит в возможность настоящей любви к себе, потому что сам недостаточно любит себя. Поэтому он выбирает из контекста действительности только те факты, которые подтверждают его внутреннюю позицию жертвы. Как бы ни было нам, читателям и зрителям, очевидно, насколько глубоко предана своему мужу Дездемона, ничто не может убедить его в этом до конца. С легкостью поддается он на провокации Яго, потому что где-то глубоко внутри себя уже сделал это еще раньше. В какой-то момент Отелло произносит слова, на мой взгляд, очень точно передающие происходящее с ним: "Тот не ограблен, кто не сознает, что он ограблен". Он выбирает "быть преданным" вместо "быть любимым" - и ничто не может остановить его на пути разрушения собственного счастья. А психологическая жертва легко и быстро переходит в противоположное свое состояние - палача. И Отелло мстит, жестоко, страшно, слепо, уничтожая все - любовь, жизнь, самого себя. Он идет до логического конца в осознании себя несчастной игрушкой в руках судьбы.

Елена СЕМЬЯНОВА.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии