- Что-то меня повело, - поделилась она с друзьями. - Такое было настроение: или голову побрить, или ухо отрезать, или в запой удариться. Я ударилась в запой - рванула сюда…
В первый же вечер поэтесса поведала друзьям немало интересного о Туманном Альбионе и о себе.
О русских
В Англии, по словам Веры, немало фанатиков русской литературы и философии.
На выставке русского пейзажа конца XIX-начала XX века в национальной галерее тоже было немало посетителей. Особенно все замирали возле “Грачей” Саврасова, столько там света. Между тем в страну туманного Альбиона, по словам Веры, ежедневно приезжают и другие грачи - представители русской мафии.
- Они скупают за большие деньги лучшие дома в Лондоне. Недавно в прессе сообщили, что замначальника отдела кадров какой-то нефтяной компании из России увел квартиру из-под носа принца Чарльза. Тот долго к ней присматривался, но считал дороговатой.
Многие русские, по словам Веры, ведут себя беспардонно и нагло, часто матерясь в супермаркетах. Сами англичане, по её словам, очень терпеливы и доброжелательны.
О кухне
- Английская кухня знаменита на весь мир, - утверждает Вера. Самое вкусное там - овсянка. Неподгоревшее мясо тоже хорошо. Их парламентский соус - это голимый уксус. В Англии, по словам Веры, есть китайские ресторанчики, итальянские пиццерии, французские повара, а вот ресторанчика с традиционной английской кухней она не заметила.
- Видимо, даже если и пытались что создать, ничего не получилось. Английская кухня такова, что ее надо запивать чем-нибудь крепким… Виски, например.
Может быть, поэтому среди англичан так много алкоголиков, - размышляет гостья. - А еще потому, что там очень часто дожди и очень много баров. Многие девушки любят пиво. Потому у юных восемнадцатилетних девушек часто встречаешь брюшко. Они и так, мягко скажем, не красавицы, а тут еще мода на низкую талию, высокий топ и любовь к пиву. Идет она в этих джинсах, топе, пьет пиво, и брюшко колышется…
О школе
Саша, сын нашей собеседницы, был очень впечатлен, когда в колледже увидел такую картину: пацаны, перебивая друг друга, хохмили, смеялись. Когда же он подошел поближе, то понял, что они говорили… о математике. Вот такая была любовь к предмету.
В элитном колледже, в котором занимался Саша, все ходят в черных костюмах, черных туфлях, черных носках и галстуках определенной расцветки.
- Те, кто клинится на одежде, подвергаются изоляции, - рассказывает Вера. Школа не для того, чтобы выпендриваться.
Саша Адеянов в английской школе довольно быстро добился больших успехов. Одно из его сочинений вошло в школьный годовой журнал лучших достижений. Кстати, в этом сочинении он рассказывает о барнаульском художнике Александре Карпове, которого считает своим другом и учителем.
Среди английских учителей, по словам Веры, немало замечательных педагогов, умеющих ладить с детьми. Так, однажды учитель биологии из Сашиного колледжа купил ученикам, которые отличились по его предмету, билеты на футбол и, сев за руль школьного автобуса, сам повез учеников в Манчестер.
Только однажды Саша обиделся.
- Видимо, учителя того обхамил какой-то русский, и он невольно выплеснул раздражение на Сашу, - рассказывает Вера. Сын сделал быстрее всех задание, тот стал говорить: "О, это русский фокусник опять сделал все по-своему", потом еще что-то сказал с раздражением. Когда занятие закончилось, Саша сказал учителю: “Спасибо за урок”. У того поднялись брови: “Зачем так много сарказма?” - “Потому что урок - это не только математические формулы”, - ответил Саша.
Сейчас почти все учителя колледжа посоветовали талантливому молодому человеку поступать в Кембридж. Школу Саша закончил с особым отличием по наукам.
О родне и о работе
30 декабря в возрасте 83 лет скончался свекор Веры, отец Зака - Патрик. В одной солидной газете вышла статья: “Умер король кроссвордов”. Величайший эрудит составлял кроссворды для всех ведущих английских газет. Все кроссворды были абсолютно разные. За месяц до смерти он с сожалением промолвил, что ему придется позвонить агенту и сказать: “Вот этот кроссворд, по-моему, я не успею в срок сделать”. Патрик, по словам Веры, продолжал работать и в больнице.
Муж Веры Зак - журналист, у него два высших образования, две ученые степени. В 1991 году был отмечен премией “Журналист года” Великобритании. Но теперь нигде не работает, и Вера о нем много не распространяется.
Наташа, 18-летняя дочь Веры, подрабатывает продавцом в магазине. Саша сам заработал на свой компьютер, работая по два часа грузчиком. Сама Вера работала в магазинчике немножко, давала уроки русского, нянчилась с ребенком, переводила. Кроме этого, занималась творчеством и даже участвовала в конкурсе национальной поэзии.
В Барнауле, кстати, у Веры тоже не было постоянной работы. В последнее время она подрабатывала тем, что переводила и зачастую составляла письма для русских невест, желающих уехать за границу. А в составлении нестандартных объявлений для знакомства Вера была просто асом. Она их умела составлять так, что женихи клевали мгновенно.
"Весенний ветер, волчьи надежды"
Сегодня, по словам Веры, в Англии у нее есть спонсор, который хочет напечатать ее книжку. Осталось несколько стихов перевести на английский. В книге будет две поэмы и более сотни стихов.
Например, этот, с какой-то пронзительной сибирской нотой:
Зачем мне прощать, я умею прощаться.
Прощай, говорю - и смакую слово.
И дни между нами, как дальние, мчатся,
Как волки в Сибири по дальнему зову,
По жесткому крепкому в марте насту,
По иглам колючим, сухим, белоснежным.
И северный ветер хватает пастью
Весенний ветер, волчьи надежды.