- Свою технику и записи я не стал бы называть коллекцией. Скорее это собрание музыки, которая мне по душе. Разумеется, ее нужно на чем-то слушать. Начало этому собранию положил бабушкин проигрыватель. После ее смерти он вместе с пластинками достался мне. В 12 лет мне больше всего нравилось рассматривать цветные наклейки на дисках. А потом меня заинтересовали и сами записи.
Потом пластинки мне стали отдавать соседи, одноклассники. Как я сейчас понимаю, самые ценные пластинки, перед тем как попасть ко мне, лежали в каких-нибудь курятниках, сарайках, на чердаках. Среди них попадались даже дореволюционные записи, которые сейчас, наверное, уже нигде не встретишь.
Во всем виноват квартирный вопрос- Родители сначала не разделяли моего увлечения и сожгли в печке довольно много пластинок и пленок. Хорошо, что в те годы у меня еще не было особенно ценных записей. Со временем родители привыкли. Но я и сам стараюсь слишком много техники в доме не держать. Починю какой-нибудь “ветхозаветный” телевизор, запакую в полиэтиленовую пленку или коробку и отношу на чердак. Сегодня у меня около 80 различных приборов, выпущенных в конце XIX и в течение XX века, примерно 5000 грампластинок и около 600 “катушек”.
У меня нет цели собрать всю теле- и аудиотехнику, которая выпускалась в прошлом веке. Да и жилплощадь не позволяет. С некоторыми приборами даже приходится расставаться, потому что хранить их негде. К примеру, еще летом у меня было около 80 телевизоров. Но потом случайно у меня оказались две “Победы”. Я автомобилями никогда не увлекался, а тут самому стало интересно - получится ли собрать из двух одну? Одна “Победа” стоит на улице, а вторая заняла гараж. Поэтому часть телевизоров пришлось пустить на запчасти, а деревянными корпусами топить баню.
Продавать их я не пробовал - не знаю даже примерной стоимости. Кстати, мои одногруппники в училище, когда узнали о моем увлечении, почему-то стали считать меня подпольным миллионером. А я за раритетами специально не гоняюсь - мне их покупать не на что. Предлагали мне как-то продать пластинки, но я согласился расстаться с ними только на условиях обмена.
- В школе мне пластинки очень пригодились - я по ним историю изучал. В учебниках обо всех событиях написано очень сухо, а голоса живых исторических деятелей звучат более интересно. У меня есть записи Надежды Крупской, Сергея Кирова… На одной пластинке (к сожалению, она сильно повреждена) Николай II рассказывает о политической обстановке в стране. На другой Лев Толстой читает свой рассказ “Кающийся грешник”. На третьей Левитан сообщает гражданам СССР о первом полете человека в космос. Есть очень много записей времен Великой Отечественной войны, в том числе репортажи и радиописьма фронтовикам. В училище, где я работал, на торжественном мероприятии, посвященном Дню Победы, мы слушали песни, выступления Сталина. Было очень интересно. У меня в трудовой книжке даже есть благодарность за подготовку к празднованию 60-летия Победы. Из училища я ушел из-за маленькой зарплаты. И было неудобно перед родителями, когда ученикам задерживали стипендию. Сейчас я работаю в фирме, которая занимается производством и ремонтом игровых автоматов.
Еще я очень люблю театр. Многие спектакли уже не ставят на сцене, от них остались только записи. Одни из самых моих любимых - “Фиалка Монмартра”, оперетты “Сильва”, “Принцесса цирка”. Самая старая пластинка в моей коллекции - Федор Шаляпин, 1901 год.
На патефонах я стараюсь пластинки не слушать. Пластинка приходит в негодность после 10-15 проигрываний - начинает сильно шипеть. К тому же для прослушивания одной стороны нужна одна иголка. Сейчас такие иголки найти сложно - выпуск патефонных игл был прекращен в 1969 году. Говорят, что можно использовать иголки от швейных машин, но у них острый кончик, который сильно царапает пластинку. А у патефонных конец закругленный, его даже вручную так не заточишь. Мне бабушка рассказывала, что у них в деревне в ход шли колючки от облепихи, шипы других растений.
Кроме пластинок, у меня около 600 кассет для катушечных магнитофонов. Из них всего около ста ценны для меня. Это записи широко известных, но когда-то запрещенных исполнителей - Аркадия Северного, Бориса Рубашкина, Владимира Высоцкого, Александра Галича. Есть еще запись песен Мэрлин Монро - ее отдал мне знакомый, а ему эту катушку кто-то привез из-за границы.
Братья Патэ и первые аудиопираты- Технику я начал собирать с 2000 года, когда пошел учиться в училище № 12 по специальности “Радиомеханик”. Надо было на чем-то практиковаться, и мне стали отдавать старую технику. Я поначалу брал все, что приносили друзья, знакомые, соседи. А потом, года через три, понял, что увлекся. Интересно стало.
К примеру, вот первый советский телевизор КВН - он работает, только не хватает линзы, и кинескоп сел. Но сигнал принимает, и звук есть. Новый кинескоп для него я уже нашел, скоро поставлю. Попал он ко мне опять-таки случайно. Иду по улице, вижу, старушка с сыном разбирают хлам в сарае. Смотрю, валяется что-то похожее на телевизор. Я подошел к ним, попросил отдать его мне. Они говорят: “Забирай на здоровье. Спасибо, что не придется самим на помойку нести”. У него не было задней стенки, ручек, ламп - я с трудом нашел все детали по барахолкам. Одну лампу искал везде, а нашел у соседа, который тогда работал в ДОСААФе. Как только я поставил все детали на место, телевизор заработал.
Всего у меня около двадцати телевизоров, выпущенных с 1947 по 1969 год. Хочу найти телевизор “Москва” 1956 года выпуска. Он весил 180 килограммов, а размер экрана у него был 120 на 90 см. Скорее всего, такие телевизоры до Алтайского края не дошли - их выпустили очень мало и стоили они очень дорого.
Есть у меня репродуктор “Рекорд”. Стоит только вспомнить слова: “От советского Информбюро…”, и сразу понятно, о каком приборе идет речь. Такие черные “тарелки” выпускались в 20-50-е годы прошлого века. Они были задуманы конструкторами как настольные, но в фильмах мы можем видеть, что “тарелка” висит на стене - это уже народ внес свое рацпредложение.
Первый патефон ко мне попал в 1998 году. Он был гнилой и ржавый, но играл неплохо. Те, которые перешли ко мне позднее, были в более приличном состоянии, даже с инструкциями для пользователей. Последним у меня появился японский патефон, выпущенный в 1928 году.
Граммофона с большой трубой я пока не нашел - на Алтае их было мало, стоили они в свое время дорого. Зато очень были популярны граммофоны переносные, в виде чемоданчика. Правда, их почему-то все стали называть патефонами. Хотя патефон - это техника определенной торговой марки, названной по фамилии ее владельцев, братьев Патэ.
Интересно, что уже в начале ХХ века существовало аудиопиратство. Один из способов, которым с ним боролись братья Патэ, - изменение направления записи на пластинках. У всех прочих воспроизведение шло от краев пластинки к центру, а у Патэ - наоборот. Вот такой патефон мне тоже хотелось бы найти.
Все должно работать
- Думаю, пройдет совсем немного времени, и мне начнут приносить кассетные аудио- и видеомагнитофоны. У меня уже есть магнитофоны, выпущенные в СССР и за рубежом в 70-х годах. Самый редкий из них - это магнитофон с возможностью установки и последовательного прослушивания (как сказали бы сегодня, чейнджером) 15 аудиокассет. В те годы за рубежом выпускались и катушечно-кассетные магнитофоны - мало кто в Союзе их видел, а у меня один есть.
Есть у меня и первые отечественные видеомагнитофоны. Они были катушечными. К сожалению, сейчас к ним очень трудно найти кассеты. У меня всего парочка видеокатушек, на одной из которых - индийский фильм “Зита и Гита”. А самым известным в советское время был “видик” “Электроника-ВМ 12”, у которого кассета вставлялась, как в аудиомагнитофон.
- Я считаю, что любая техника должна работать. Иначе теряется смысл владения ею. В конце января - начале февраля у меня откроется выставка в краеведческом музее. Его сотрудники предложили мне принять участие в подготовке экспозиции, посвященной 50-летию телевидения на Алтае. Я готов предоставить телевизор КВН, телерадиолу “Концерт”, комбайны “три в одном” (телевизор-проигрыватель-радиоприемник), телевизоры, выпущенные в СССР, - лишь бы места хватило. Но при одном условии - всю технику посетители смогут трогать, включать, смотреть и слушать, как она работает.
Елена КЛИШИНА.