Детский сад с нехорошими буквами
– Первое, что я увидел здесь, была сцена. И я сказал: "Ой… в этом пространстве нужно попробовать что-то сделать". Очень я волновался из-за ваших "наров" и "заслов" (народных и заслуженных артистов. – Авт.). Их же всегда сложнее переделать. Но потом смотрел и радовался. Например, такая история: вчера Жорочка (Георгий Обухов, народный артист России. – Авт.) уходит со сцены, и я думаю: надо ему сказать, чтобы он так и так сделал при этом уходе. Мы заканчиваем репетицию, он подходит и так деликатно: "А можно, когда я завтра буду уходить, попробую сделать то-то и то-то?" – и озвучивает мою мысль!
– Артисты – это ведь дети (правда, иногда, как сказал Станиславский, сукины дети), а ребенок никогда не говорит миру "нет". Поэтому я всегда стараюсь создавать на своих репетициях "детский сад", в котором малышня хочет любить жизнь и друг друга. Если это получается, то неважно, кто будет играть, народный артист России или студент театрального вуза. Разницы нет. Я на них на всех одинаково кричу, но любя… Такими буквами нехорошими! И они этот язык понимают.
Извлечение огня
– По режиссуре спектакль непростой. Даже для меня. Моя задача в том, чтобы построить в сценическом пространстве космос, а не планетарий. Потому что только в космическом пространстве артист может извлекать из себя огонь, а не маленькие искры.
Так, как здесь, на Алтае, я этот спектакль не ставил ни разу. Для меня весь вопрос в том, как всколыхнуть сегодня сердце молодежи. Я ведь отдаю себе отчет в том, что могу проиграть. От войны отделяют многие годы и то, к чему молодежь приучили телевизор, книги, театр, город. Но вместе с тем есть и какая-то мощная энергия, которая взбудоражила здесь людей. Недаром же Рерих нашел у вас место соединения земли и космоса. Я в это очень верю.
К счастью, у Балтера нет ничего, что ребята, студенты, могли бы не понять: ведь они так же молоды и одержимы безумным желанием отдавать свою энергию, не задумываясь о последствиях.
Не спрашиваю, для чего
– Я помню, как Шукшин внутренне сжимался, когда видел, что в некоторых актерах превалирует комедийное начало. Ему хотелось, чтобы русский человек был гораздо глубже. Даже юмор у православного – это средство спасения, а не развлечения. Шукшин был за ту русскую культуру, в которой есть сердце, а не умозрительные настроения.
В пьесе обязательно должно быть сердце автора, болящее за ситуацию, за страну, за человека. Вся драматургия молодых, зачастую построенная на моргах и трупах, от меня далека. Я знаю тех, кто кричит, что это "новая волна". Я же не спорю. Новая волна, так новая волна. Только чего? Помойки? Толчка? Я не знаю…
Недавно я подумал: кто из режиссеров со званием вот так же ездит по стране, ставит спектакли? Не вспомнил никого. Я никому не могу отказать, но все успеваю. И поэтому никогда не спрашиваю себя: "Для чего я это делаю?" Мне вообще этот вопрос видится фантастически неправильным. Если ты спрашиваешь себя: "Для чего?" – тогда в самолет лучше не садиться. Дома надо сидеть.
Роман Виктюк:
Скоро 9 Мая. Вы посмотрите, сколько театров – я имею в виду главные театры России – поставили спектакли о войне? Если вы насчитаете хотя бы десяток, плюнете мне в лицо! Им даже в голову это не приходит. Вот сейчас разве что конкурс военной песни проводят. Все.
Справка
В спектакле "До свидания, мальчики" задействованы студенты АлтГАКИ Сергей Семенов, Дмитрий Чижук, Артур Анипер, Галина Иунихина, Мария Голубцова.