Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Первыми зрителями спектакля "До свидания, мальчики!" станут ветераны

Работа над спектаклем "До свидания, мальчики!" продолжалась месяц. Почти все это время за исключением десятидневного перерыва режиссер Роман Виктюк был в Барнауле. В постановке вместе с ведущими артистами театра драмы играют студенты краевой академии культуры. В канун премьеры Роман Виктюк рассказывает о своей работе над спектаклем.

Детский сад с нехорошими буквами

– Первое, что я увидел здесь, была сцена. И я сказал: "Ой… в этом пространстве нужно попробовать что-то сделать". Очень я волновался из-за ваших "наров" и "заслов" (народных и заслуженных артистов. – Авт.). Их же всегда сложнее переделать. Но потом смотрел и радовался. Например, такая история: вчера Жорочка (Георгий Обухов, народный артист России. – Авт.) уходит со сцены, и я думаю: надо ему сказать, чтобы он так и так сделал при этом уходе. Мы заканчиваем репетицию, он подходит и так деликатно: "А можно, когда я завтра буду уходить, попробую сделать то-то и то-то?" – и озвучивает мою мысль!

– Артисты – это ведь дети (правда, иногда, как сказал Станиславский, сукины дети), а ребенок никогда не говорит миру "нет". Поэтому я всегда стараюсь создавать на своих репетициях "детский сад", в котором малышня хочет любить жизнь и друг друга. Если это получается, то неважно, кто будет играть, народный артист России или студент театрального вуза. Разницы нет. Я на них на всех одинаково кричу, но любя… Такими буквами нехорошими! И они этот язык понимают.

Извлечение огня

– По режиссуре спектакль непростой. Даже для меня. Моя задача в том, чтобы построить в сценическом пространстве космос, а не планетарий. Потому что только в космическом пространстве артист может извлекать из себя огонь, а не маленькие искры.

Так, как здесь, на Алтае, я этот спектакль не ставил ни разу. Для меня весь вопрос в том, как всколыхнуть сегодня сердце молодежи. Я ведь отдаю себе отчет в том, что могу проиграть. От войны отделяют многие годы и то, к чему молодежь приучили телевизор, книги, театр, город. Но вместе с тем есть и какая-то мощная энергия, которая взбудоражила здесь людей. Недаром же Рерих нашел у вас место соединения земли и космоса. Я в это очень верю. 

К счастью, у Балтера нет ничего, что ребята, студенты, могли бы не понять: ведь они так же молоды и одержимы безумным желанием отдавать свою энергию, не задумываясь о последствиях.

Не спрашиваю, для чего

– Я помню, как Шукшин внутренне сжимался, когда видел, что в некоторых актерах превалирует комедийное начало. Ему хотелось, чтобы русский человек был гораздо глубже. Даже юмор у православного – это средство спасения, а не развлечения. Шукшин был за ту русскую культуру, в которой есть сердце, а не умозрительные настроения.

В пьесе обязательно должно быть сердце автора, болящее за ситуацию, за страну, за человека. Вся драматургия молодых, зачастую построенная на моргах и трупах, от меня далека. Я знаю тех, кто кричит, что это "новая волна". Я же не спорю. Новая волна, так новая волна. Только чего? Помойки? Толчка? Я не знаю…

Недавно я подумал: кто из режиссеров со званием вот так же ездит по стране, ставит спектакли? Не вспомнил никого. Я никому не могу отказать, но все успеваю. И поэтому никогда не спрашиваю себя: "Для чего я это делаю?" Мне вообще этот вопрос видится  фантастически неправильным. Если ты спрашиваешь себя: "Для чего?" – тогда в самолет лучше не садиться. Дома надо сидеть.

Роман Виктюк:

Скоро 9 Мая. Вы посмотрите, сколько театров – я имею в виду главные театры России – поставили спектакли о войне? Если вы насчитаете хотя бы десяток, плюнете мне в лицо! Им даже в голову это не приходит. Вот сейчас разве что конкурс военной песни проводят. Все.

Справка

В спектакле "До свидания, мальчики" задействованы студенты АлтГАКИ Сергей Семенов, Дмитрий Чижук, Артур Анипер, Галина Иунихина, Мария Голубцова.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии