Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Петроглифы из эпицентра

Нину Занину, главного хранителя фондов Бийского краеведческого музея, корреспонденты “СК” застали за весьма интересным занятием - она гладила утюгом не одежду какую-нибудь, а копии наскальных рисунков, петроглифов. Их - более 50 изображений - неделю назад привезли из экспедиции сотрудники музея.

В течение восьми дней экспедиция работала в урочищах Ирбис-Ту, Калбакташ, Ак-Узюк, Кызыл-Джар Республики Алтай. Последнее находится неподалеку от села Бельтир, эпицентра прошлогоднего землетрясения. О технике воспроизводства петроглифов, об их значении, о работе экспедиции – сегодняшняя публикация.

За рулон – вагон леса

Наверняка многие помнят такую детскую забаву: Берешь бумажный листик, кладешь на монетку и - карандашом по бумаге. Отличные копии денег получались.

Примерно такова техника копирования и наскальных рисунков. Правда, для копирования петроглифов используется необычная бумага - микалентная. Тонкая и волокнистая. Раньше за рулончик в несколько сот метров “платили” вагоном отборной древесины. И привозили эту бумагу аж из самой Финляндии.

Но не так давно в России был "обнаружен" единственный завод (раньше он принадлежал оборонной промышленности, вот и не знали о нем). Находится предприятие в Санкт-Петербурге. И стоит рулончик питерской бумаги …11 тысяч рублей. Музею не потянуть. Но нашлись добрые люди, взяли расходы на себя.

Как копируют петроглифы

Сначала наскальный рисунок очищают самым тщательным образом. И уж потом микалентную бумагу накладывают на петроглиф и кисточками “вбивают” в нее жидкий клейстер, чтобы все выбоинки рисунка были отражены на бумаге. Также для точности копирования используются типографская и масляная краски. Их участники экспедиции точечно наносят на бумагу.

А потом - сушка и глажка. В музее для этой цели имеется с утюг – обычный, без всяких “наворотов”. Температуру на нем фиксируют самую щадящую, чтобы не повредить копию петроглифа. Гладятся копии не через марлю, а через листок обычной бумаги.

Сотрудники музея шутят, что только они – с клейстером и утюгом – таким образом подготавливают уникальные экспозиции. Своего рода музейное ноу-хау.

Что рисовали предки?

На копиях петроглифов из последней экспедиции мы без труда различили грациозных оленей, смешных прямоугольных коров, фигурки людей. Особое внимание привлекла копия, где сразу различались изображения мужчины и женщины. Сотрудники музея сказали, что на ней изображена женщина-прародительница. А вот радостный мужчина ей вроде букет дарит. Или ребенка держит? У этой копии есть шутливое название – “8 Марта”.

А если серьезно, то впечатлило изображение льва. Как пояснил Борис Кадиков, старший научный сотрудник музея, на рисунке изображен грифон. Это мифическое существо, у которого туловище какого-то хищного зверя из семейства кошачьих. Иногда у грифона птичья голова, а бывает – как у этого – львиная.

“Эта копия из урочища Ак-Узюк, - говорит Борис Кадиков. – Ее смысл мы пытаемся расшифровать уже несколько лет. Беда в том, что с каждым годом рисунок читается все хуже и хуже. Если в первый год мы различали все линии, то сейчас не можем понять, как у него устроена голова. Вернее, какие линии формируют ее на рисунке”.

Борис Хатмиевич сказал, что всегда старается выкроить время (когда находится с экспедицией возле этого урочища), чтобы исследовать тончайшие из оставшихся линий петроглифа. Во время этой экспедиции ученый провел возле грифона около трех часов. Но – неудача! Ученые находились там во время высокого полуденного солнца, когда линии “стираются”. Для исследования необходимы прямые лучи, которые бывают на рассвете или на закате.

“Я поеду туда через несколько дней, - говорит ученый. - Поднимусь специально около шести утра, пойду к рисунку. Именно в это время изображение будет хорошо читаться”.

Землетрясение нипочем!

Прошлогоднее землетрясение не испортило наскальные рисунки урочища Кызыл-Джар, что находится совсем рядом с эпицентром стихии – поселком Бельтир.

Экспедиция выехала туда специально, чтобы осмотреть после стихии рисунки древних. И конечно, снять с них копии. Сотрудники музея сказали, что землетрясение “не повредило” рисунки. Но во время ночевки многие члены экспедиции почувствовали легкие подземные толчки. Утром ученые исследовали щели и увидели, что за ночь они увеличились. Значит, точно земля шевелилась…

Как сказал Борис Кадиков, каждая поездка в горы – не только решение старых загадок, но и появление новых, которые увеличиваются словно снежный ком. И каждый “ком” нужно скрупулезно исследовать…

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии