Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

По стопам Шукшина (фоторепортаж от Олега Богданова)

Чулпан Хаматова ездила по Сросткам на велосипеде и вместе с Евгением Мироновым училась говорить, как старожилы села. Для режиссера Алвиса Херманиса Шукшин – это самый сильный русский бренд, куда сильнее, чем гармошки и самовары.

Это целый русский характер. Собственно, ему и решили посвятить спектакль латышский режиссер и актеры московского Театра Наций, среди которых Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Спектакль «Рассказы Шукшина» будет поставлен по десяти произведениям писателя, в том числе по рассказам «Степка», «Срезал», «Степкина любовь», «Игнаха приехал», «Сапожки». Премьера в Москве запланирована на ноябрь.

Творческая группа почти три недели работала на родине Василия Макаровича. Четыре свадьбы, трое похорон и месяц повседневной жизни сростинцев наблюдали и снимали художник Инесс Моника Пормале (Латвия) и фотограф Гинтс Мальдерис (Латвия). Артисты же три дня разучивали песни и местное наречие.

Катались от смеха и плакали

– Вчера я учила Женю Миронова и Чулпан нашим изречениям. Анувдысь, накдысь... Охминачивать – это значит есть с большим аппетитом. У-у! охминачивал так охминачивал. Так говорят у нас. Ухамаздали, угробили – значит уработали, усалакалась – запачкалась. У нас часто говорят: «Ты пошто такой!» – рассказывает жительница Сросток сестра Шукшина в четвертом поколении Надежда Ядыкина, гостями которой на прошлой неделе стали актеры.

– Все слова запомнили актеры? Не смеялись? – интересуюсь у своей собеседницы.

– Закатывались от смеха вот так же, как вы!

Ежедневно, как только творческая группа приезжала в Сростки из Бийска, Чулпан Хаматова, известная тем, что ездит по Москве не на авто, а на роликах, садилась на велосипед и отправлялась к своим новым подружкам.

– Надежда Алексеевна Ядыкина и Зоя Сергеевна Николаенко стали нашими подругами. До боли и слез было сложно с ними расставаться, – рассказывает Чулпан. – Вместе с ними мы разучивали песни, которые раньше пели на вечерках срошинские парни и девушки.

– Сростинские!

– Нет, дорогие мои, жители Сросток называют себя не сростинцы, как я раньше думал, а срошинцы, – поправляет Евгений Миронов.

– Для меня одним из главных откровений стала ценность быта, бытия. Допустим, репетировали мы в Москве сцену по рассказу «Сапожки». Для нас сапожки были абстрактными, ну какие-то красные модные «Армани», «Гуччи» или другая дребедень, – рассказывает Чулпан Хаматова. – А наши подружки рассказывали, как они мочили ноги в грязи, потом грязь обсыхала... Так и ходили – как будто в обуви. Для меня рассказ об этих сапожках стал признанием в любви. Мое сознание в Сростках перевернулось.

Сростки – это все наше

Друга Шукшина Александра Калачикова актер дома не застал. Но только машина творческой группы отъехала от дома Калачиковых, как водитель резко дал по тормозам. Старик в вытянутых на коленках трениках, заправленной в них клетчатой рубахе, в кепке, прячущей седину, вез по асфальтированной улице тележку с картошкой. Вслед за ним семенила жена-старушка. Евгений Миронов выпрыгнул из остановившейся машины им навстречу.

– Чей будешь? Того самого Миронова сын?

– Нет, однофамилец, – заскромничал актер.

– А то я Миронова-то уважал! – во время разговора с нежданным гостем Александр Калачиков вытянул из-под мешковины на своей тележке оранжевую ветку облепихи и подарил актеру.

– Дедушка-то возвращался с картошки. Может, я такой темный, но я и не знал, что в Сибири растет виноград, арбузы, что здесь копают картошку, – признался Миронов. – Когда мы в последний день собрались почти всей деревней на берегу Катуни, на любимом месте Шукшина, Калачиков был с нами. Он был потрясающ. После каждой песни он говорил: «Вот хорошая женщина», после каждого рассказа: «Правильный рассказ». Этим людям надоело вранье легенд, грязи вокруг Шукшина. Они очень больно на все это реагируют. Шукшин – их сын, это значит, про родного человека плохо говорят.

Евгений Миронов, как и все актеры, в «Рассказах Шукшина» сыграет несколько ролей, ключевыми станут роли Степки и деда Северьяна. Чулпан Хаматовой предстоит сыграть среди прочих персонажей Катунь.

– На спектакль я смотрю как на историю в контексте антропологического феномена, поэтому я никогда не буду ставить пьесы Шекспира или Мольера, потому что я не знаю их быт, повседневную жизнь, – говорит режиссер Алвис Херманис. – Работа, которую проделала наша творческая группа, – это старый добрый Станиславский, когда актеры работают над ролью в реальных условиях.

– Большинство из нас, актеров, не москали. Мы из таких маленьких городков или сел, как Сростки. У меня точно так же тетя Маша жила и тетя Валя, – говорит Миронов. – Такой же покосившийся забор стоял там, где я жил. Если драться, то кол из забора берется… Сростки – это все наше. Когда я открываю рассказ и читаю «сел на берегу Катуни и посмотрел пристально на деревню», – теперь я четко знаю, как это…

Лица многих срошинцев – со свадеб, похорон, из будничной жизни – станут декорациями спектакля. Актеры будут играть на фоне огромных фотографий-щитов. Евгений Миронов дал обещание: если «Рассказы Шукшина» удастся привезти в Бийск и Барнаул, жители Сросток займут первые ряды в зрительном зале…

Факт

Все актеры, которые сыграют в спектакле «Рассказы Шукшина», учатся играть на гармошке. В постановке будут звучать только живая музыка и песни, которые актеры разучили в Сростках.

Справка

У Театра Наций четыре крупных направления: большие театральные проекты с участием режиссеров с мировым именем, которые ставят спектакли с русскими актерами; поддержка молодых режиссеров; фестивальная деятельность; проведение фестиваля «Малые города России» – гастроли в провинциальных городах лучших спектаклей Театра Наций. Уникальность театра заключается в том, что у него нет постоянной труппы. Проект Театра Наций поддерживает премьер-министр Владимир Путин.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии