Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

​По ту сторону "Сказки". Как в Барнауле делают куклы для детских спектаклей

Сегодня в мире отмечают День театра. Происходящее на сцене театра видят все. А то, что творится за кулисами – немногие. «Афиша.Алтапресс» отправилась в театр «Сказку», где живут куклы.

Театр кукол «Сказка» уже более 50 лет радует детей своими постановками. «Гуси-лебеди», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников» – в репертуаре театра двадцать пять спектаклей, в каждом из которых "играют" куклы от мала до велика. На прошлой неделе, например, прошла премьера спектакля «Волшебник Изумрудного города», в котором задействованы куклы разных размеров.



– Сначала спектакль был продолжительный, шел два часа. Но многие дети уставали смотреть, поэтому мы убрали Людоеда и Тигра, постановка сократилась. Сейчас мы ремонтируем заячью избушку к одноименному спектаклю, – рассказывает заведующий художественно-постановочной частью театра Ольга Косенкова.

Вообще на складе «Сказки» хранится больше 200 кукол. Среди них есть как списанные для музея, так и те, которые ждут своей очереди – нынешняя конструкция сцен (а их две: на пр. Красноармейском, 28 и ул. Германа Титова, 50-а – Прим. автора) не позволяет использовать их в постановках.


– Мы регулярно выставляли в своем музее кукол из старых спектаклей, пока были на прежнем месте. Но сейчас они вынужденно лежат в коробках: строительство нового здания еще не завершено. А из-за высоты подмостков мы не можем поставить некоторые спектакли – неудобно разместить ширму. Да и цех находится в одном месте, а склад в другом. Но все это мелочи, главное, что мы продолжаем удивлять ребят.


Как правило, изготовление куклы занимает несколько недель. Бывает, что перекрашивают и переодевают прежних. У каждой марионетки свой характер, который виден по лицу: изгиб губ, форма носа, цвет глаз. Поэтому актер должен не только надеть куклу на руку, но и слиться с ней – говорить и двигаться так, как того требует персонаж пьесы. Это очень сложно, учитывая, что зачастую поза актера за ширмой – «распятый на кресте»: такое положение позволяет управлять сразу двумя куклами и говорить "мультяшным" голосом.


– Режиссер постановки сообщает художнику, сколько нужно кукол, какой необходим характер тому или иному рукавичному герою. Затем художник делает эскизы и отдает их кукольникам, которые из папье-маше и поролона создают куклу. После вставляют механику и кукла обретает способность двигаться. Для этого применяют и проволочные, и деревянные, и пластмассовые механизмы. Завершающий этап – роспись масляными или акриловыми красками, одежда и парик, – описывает производственный процесс Ольга Косенкова.


Интересно, что в репертуаре театра только детские спектакли.

– Наши постановки соответствуют школьной программе. У многих предубеждение, что кукольный театр – только для детей. На самом деле это не так. Мы как-то показывали пьесы для взрослых зрителей, например, «Лекарь поневоле» или «Секрет счастья», но большой популярности они не приобрели. Конечно, хотелось бы ставить что-то свое. Но ребятишки нас любят, после спектакля бегут фотографироваться с куклами. Да и мы не стоим не месте: с помощью анимации, звука и общения со зрителем делаем постановки все интереснее. Например, один из любимых спектаклей школьников – «Кот в сапогах», он очень красочный. Вскоре, к маю, поставим что-нибудь на тему здорового образа жизни, а летом покажем «Денискины рассказы». Так что приходите, будем ждать.

Аркадий Шабалин.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter