Сегодня, 17 ноября, в прокат выходит российский триллер «Дама пик» Павла Лунгина. Настоящим героем картины станет знаменитая опера Петра Чайковского.
Мировая оперная звезда София Майер (Ксения Раппопорт) возвращается в Россию, чтобы поставить в театре оперу «Пиковая дама». София будет петь Графиню. Роль Германна обещана худруку театра, и это приводит в бешенство молодого тенора Андрея (Иван Янковский). Вся труппа оказывается втянута в игру, в которой проявляются характеры, иногда весьма паскудные, бушуют страсти и рушатся судьбы.
Лунгин перенес действие в современность. «Мне казалось и кажется, что Германн в моем фильме — чрезвычайно современный персонаж, — рассказал режиссёр в интервью «Газете.Ru». — Молодой человек, который совершенно не верит в справедливость мира, он точно знает, что талант не вознаграждается при этой жизни. По его мнению, всем, что может принадлежать ему по праву, можно только овладеть или выиграть. Мне кажется, что я буквально на улицах вижу таких людей».
Выловить типаж, артиста, который бы четко выражал идею о несправедливости мира, оказалось довольно сложно. Несколько месяцев Лунгин искал такого несколько месяцев и буквально в последний момент появится Иван Янковский. Ксения Раппопорт в роли настоящей стервы Софии, безусловно, прекрасна. Эта многогранная роль как будто написана специально для неё.
По признанию режиссёра, фильм «Дама пик» гораздо ближе к Чайковскому, чем к Пушкину. Есть существенная разница между готической, темной, философской повестью Пушкина о роке и предназначении человека и либретто Чайковского, в котором акцент сделан на грустную, но простую историю любви.
«Любое классическое произведение, оно либо оседает в архивах образчиком мертвого академизма, либо, наоборот, остается живой и актуальной — мне музыка Чайковского кажется как раз такой», — сказал Лунгин.
Изначально планировалось, что два плана - жизнь и оперные сцены, будут отбиваться друг от друга музыкой. Лунгин планировал, что на контрасте с Чайковским будет звучать рок или даже электронная музыка, однако Чайковский «не позволил» — его произведение оказалось настолько сильно, что просто вытеснило всякую другую музыку из фильма.
Известно, что фильм уже разделил зрителей на два лагеря: одни на премьерах аплодировали стоя, другие выходили из залов на середине показа, шипели и плевались. В этом фильме есть подпольное казино, русская рулетка, кавказская мафия, толпа преступных китайцев с тысячными купюрами, суицид на сцене, ругань и подковёрные дрязги в театре. И все это с надрывом, с хлещущими через край эмоциями, с восклицательными знаками.