Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Почему в Голливуде снова набирает популярность образ "плохих русских"?

Накануне выхода фильма "РЭД 2" выясняем почему в Голливуде вновь становятся популярны образы русских кинозлодеев.

Джон Макклейн прибывает в мятежную Москву спасать сына из плена продажного российского правосудия; протеже "отца народов" мешает Индиане Джонсу найти Королевство Хрустального черепа, первоклашки из "Людей Икс" вносят решающий вклад в мирное разрешение Карибского кризиса, "старики-разбойники" из "РЭД 2" едут в нашу столицу обезвреживать ядерную бомбу. Новые "плохие русские" снова, как когда-то в 1990-е, появились в голливудских суперхитах. Причем экранный образ наших сограждан по-прежнему не радует своей объективностью.

Почему Голливуд снова эксплуатирует образы русских кинозлодеев пытались разобраться наши коллеги из журнала "Телепарк".

Бабы, водка, гармонь и лосось

Все мы уже давно привыкли к тому, что голливудские фильмы почти никогда не блещут особой оригинальностью и достоверностью изображения русских персонажей, культивируя то, что у нас привыкли называть "развесистой клюквой": водку, шапку-ушанку, валенки, фуфайку, borsch, "наздарофье", медведи на цепи, татуированные купола во всю спину и далее по списку. До перестройки русские мужчины были либо агентами зловещего КГБ, либо служили в Красной армии. Женщины были роковыми красавицами, либо проститутками, либо и то и другое вместе. В общем, все русские изображались как страшные люди.

С перестройкой у русских на экране стали проявляться симпатичные человеческие черты. Так, герой Арнольда Шварценеггера из "Красной жары", вышедшей в 1988 году, уже не просто бездушная машина для убийства. Эта гора мыщц с пистолетом наперевес обладает добрым сердцем, хотя и не слишком доброжелательно относится к капиталистам. А в "московской" серии "Полицейской академии" процесс совместной борьбы с русской мафией настолько сближает стражей правопорядка из Америки и свободной России, что между ними вообще возникает светлое чувство.

За державу обидно

Но хорошие русские в голливудском кино все равно попадались редко. Вспоминаются только герои-подводники из фильма Кэтрин Бигелоу "К-19". Да еще комический русский космонавт из героического триллера "Армагеддон", который разгуливает по станции "Мир" в шапке-ушанке и устраняет все компьютерные неисправности фирменным русским способом... ударом кувалды. Но при этом выручает всех и спасает мир.

Кино всегда четко отражало изменения политического климата, поэтому в период разрядки российско-американских отношений, среди кинозлодеев стало больше китайцев, арабов, европейских фашистов, американских ура-патриотов. Продолжилось это недолго – злодеи разных мастей и калибров не выдержали конкуренции с bad russian boys, сложив оружие без боя. Наши соотечественники все чаще стали выглядеть жадной мафиозной либо гэбэшной сволочью. Причем мелкой. В заурядном боевичке "Честная игра" с тогдашней звездой подиума Синди Кроуфорд в главной роли звучит типичная голливудская фраза 1990-х: "Я вообще не понимаю разницы: русские, кубинцы... Все - одна грязная шушера". Эти выдуманные экранные персонажи вроде не должны были задевать наши чувства, но за державу становилось обидно.

Империя всегда зла

Главная гадость со стороны "фабрики грез" 1990-х заключалась в том, что он делал вид, будто отражает подлинную российскую реальность. Голливуд вольно или невольно творил из новой, пытающейся возродиться России Империю зла. "Золотой глаз" переполняли вполне себе серьезные, не свойственные прежним фильмам про агента 007 рассуждения о том, что советская империя, распавшись, стала еще более непредсказуемой и опасной. В "Сломанной стреле" Джона Ву утверждалось, что в экс-советских республиках можно купить ядерную боеголовку за два БМВ. В "Чистильщике" со Шварценеггером русский олигарх и наркобарон Сергей Иванович Петровский оказывался крупнейшим мировым террористом. В "Святом" русский националист дестабилизировал обстановку в России, чтобы захватить власть. Москва в этом фильме - город нищеты и мрака.

Качество клюквы невообразимое: например, чтобы спровоцировать энергетический кризис, наш националист собирал в единый резервуар нефть со всей России. И это не дешевая поделка, а блокбастер! В "Президентском самолете" группа русских фашистов-коммунистов захватывала борт №1 президента США, чтобы, убивая в висок женщин, добиться освобождения кровавого - русского! - диктатора Казахстана и начать националистическое восстание в России и новую мировую войну. В "Миротворце", спродюсированном Стивеном Спилбергом, русский вор-генерал похищал десять ядерных боеголовок. А для сокрытия кражи устраивал ядерный взрыв посреди России. Дабы информированные зрители не усомнились в том, что все демонстрируемое правда, в фильме упоминались Басаев, Яндарбиев, война Армении с Азербайджаном, etc. Казалось бы, все эти сюжеты тянут только на пародию. Но нет: все они стали основой для суперхитов, собравших сотни миллионов долларов.

Bad russian boys

Голливуд взялся в 1990-е за русских только потому, что ему, в условиях тогдашней политкорректности, уничтоженной событиями 11 сентября 2001 года, понадобились хоть какие-то плохие белые парни. Россия, в отличие от других стран, не возмущалась. Японцы провели акции протеста в Америке против демонстрации громкого в те годы, показавшегося им оскорбительным триллера "Восходящее солнце" по роману Майкла Крайтона. Наших эмигрантов это не волновало, а политиков, занятых внутренней борьбой за власть и экономические выгоды (Ельцин против Зюганова, Гусинский против Березовского и т. д.), тем более.

Он русский, это многое объясняет!

Потом Голливуд словно бы застыдился трогать Россию. Случались в начале 2000-х забавные фильмы типа "Именинницы" с Николь Кидман в роли русской проститутки, но они были редки. А теперь, спустя десять лет, опять вдруг поперло. Но пошли совсем иные плохие русские. Нищих тупых русских генералов, которые одновременно продажные террористы, на голливудских экранах больше нет. Есть сильный мощный русский враг. Жестокий, но привлекательный. Особо выразительным получился фильм о русской мафии в Лондоне классика триллера, исследователя психологических мутаций Дэвида Кроненберга Eastern Promises.

Настораживающее и многозначное для западного зрителя название "Восточные перспективы" наши прокатчики поменяли на прямолинейный "Порок на экспорт", введя зрителей в заблуждение. Речь не о пороке, а о сильных духом, занимающих свои позиции на Западе людях, которых там прежде не видели. В "Железном человеке-2" главным злодеем является ученый с помятой физиономией Микки Рурка. Отчего он такой талантливый? Потому что русский – иных объяснений современной аудитории не требуется. Отчего он такой злодей? Да по той же причине.

Минное поле чудес

Почему на всех этих Драго, Данко и Ванко трудно смотреть без смеха и слез, можно объяснить разными причинами. Тут и политика, и экономика, и то, что, как ни крути, Россия для остального мира - минное поле чудес, территория необъяснимых парадоксов, где на улице реально повстречать медведя, а за всем, что движется, бдительно следят спецслужбы. Важно понимать, что эта фантасмагорическая картинка выстраивается под искренним лозунгом "Просто бизнес и ничего личного": по голливудским канонам крутому герою должен соответствовать не менее яркий враг, чтобы зритель, не опускаясь до аналитики, сразу определял, "ху из ху".

Ну, и справедливости ради заметим: если за штудирование голливудской кинопродукции на предмет явных или завуалированных плевков в лицо национальному достоинству засядут европейцы, тоже мало кто остается доволен.

Например, Хелен Миррен как-то сокрушалась, что в американских фильмах что ни злодей, то британец, "а ведь мы - милые, хорошие люди". Нам же остается с нетерпением и надеждой ждать "Джека Райана" Кеннета Браны, снятого по роману Тома Клэнси "Москва". Может, узнаем о себе что-нибудь новенькое...

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter