В Сростках, впрочем, было, как всегда, хорошо. В воротах музея министра песней и хлебом-солью встречали знаменитые "Вечерки". Директор музея Лидия Чуднова провела гостя по залам: вот первая фотография – маленький Вася... парта, за которой он сидел... отец арестован по линии НКВД... отчим... фотографии со съемок "Печек-Лавочек"... письма от матери. Министр одобрил "Портрет
В. М. Шукшина в Сростках". Похвалил легендарные сростинские пирожки: "Очень вкусно, моя жена таких не печет". Поблагодарил работников музея и отметил, что Шукшин – наш современник, собеседник и учитель.
Деньги и слезы
На стройке (в этом году у музея будет новый корпус) губернатор Александр Карлин с помощью Лидии Чудновой попытался навести министра на мысль, что культура Алтайского края отчаянно нуждается в финансовой помощи Москвы:
– Это здание было заложено... сколько лет фундаменту, Лидия Александровна?
– Фундамент заложили в 2002 году.
– Фундамент стоял, потому что деньги ждали, – продолжал губернатор. – Откуда ждали деньги, Лидия Александровна? Из Москвы. А откуда они пришли? Из Барнаула.
Губернатор рассказал, что был в Улан-Удэ, где на федеральные деньги построено много чего, и пообещал:
– Если дадите нам четвертую часть средств, что дали столице Бурятии, мы вам такие объемы отгрохаем!
Но министр отказал краю даже в четвертой части. Сказал, что времена сейчас трудные и главное – не допустить сокращений работников культурной сферы. Все деньги ведомства пойдут на это. Так что:
– Будем достраивать, что начали. В этом году и следующем начинать строительства не будем. Не хочу ничего обещать, но и разочаровывать...
Губернатор перевел разговор на другое, сказал, что зарплата работников культуры в крае росла быстрыми темпами, поэтому она сейчас не ниже, чем в образовании и здравоохранении.
– А у вас в регионе все зарплаты в принципе ниже, – сказал на это министр. – Так что получается соотношение один к двум.
– Да, – сказал Карлин. – Но сейчас люди смотрят на деньги, а раньше смотрели на слезы.
Сельская калитка
По весенней деревенской дороге в мелких лужицах министра повели дальше – к новому храму, который строит предприниматель Сергей Кислинский; в сростинскую библиотеку имени Шукшина. Потом ему показали школу, в которой завершается капитальный ремонт. Министр вместе со всеми просачивался в калитку-вертушку – чай, не в Париже. Создалась небольшая пробка.
– А вы знаете, почему в сельских школах такие калитки? – спросил Карлин.
Видимо, деревенских, кроме меня, больше не было. А я помалкивала.
– Чтобы дети с уроков не сбегали? – предположил кто-то.
– Плохо разбираетесь в специфике сельских школ, – хмыкнул губернатор. – Это чтобы скот на школьный двор не проникал.
Дальше в министерском расписании был Пикет. На Пикет, конечно, надо всех гостей возить. Село лежало внизу как нарисованное. По Катуни быстро бежали льдины.
– Какой чудный Пикет! – выдохнул Авдеев, и его профессионально-спокойные глаза дипломата стали восхищенными. – Вам повезло!
Чувствовать и двигать
Во время короткого "подхода к прессе" я спросила у Александра Алексеевича, что изменится в состоянии культуры Алтайского края после его визита. Зачем он, собственно приехал? Пирожков поесть? (Про пирожки это, как вы понимаете, я мысленно добавила.)
– Вот эта наша психология: приехал начальник, сразу революция, сразу стало жить лучше, а завтра – коммунизм или капитализм в расцвете, – устало ответил министр. – Мне, во-первых, очень важно в целом ознакомиться с культурной сферой Алтайского края, познакомиться с деятелями культуры, поговорить с губернатором… Федеральное министерство должно хорошо чувствовать жизнь сферы культуры в регионах, но эту же жизнь хорошо должны чувствовать и министерства культуры каждого региона. У нас федерация, и мы вместе должны двигать культуру.
…В Бийске открывали городскую библиотеку. Таких библиотек в крае больше нет и в стране-то, наверное, мало. На реставрацию 40 миллионов ушло – получилось изумительно, конечно. И впечатления оставались самые сильные – вплоть до жгучей зависти к бийчанам. Ансамбль "Голоса Сибири" прямо в читальном зале исполнил свою коронную песню: "Он не придет, он не вернется в Сростки". Авдееву, Карлину и мэру Бийска Анатолию Мосиевскому вручили удостоверения почетных читателей. Губернатор сказал, что писал здесь свою первую диссертацию и помнит эти стены совсем другими.
Из Бийска быстро поехали в Барнаул, и там на встрече с деятелями культуры министр сломался и пообещал выделить в следующем году 10 миллионов из федерального бюджета на реставрацию органа в филармонии. Он сказал, что эта поездка оставила у него самые лучшие впечатления. Главного, конечно, он не увидел. Но он прав – нам тут все надо двигать самим.
Николай Черепанов,
вице-губернатор:
Мы пригласили Алексея Александровича приехать к нам в год, объявленный Годом Василия Шукшина. Он сказал, что сможет в апреле. На мой взгляд, его приезд удачно совпал с открытием бийской библиотеки, премьерой спектакля в драмтеатре. Он посмотрит, проникнется нашими проблемами… возможно, последует практическая помощь.
Справка
Александр Авдеев – кадровый мидовец. Был заместителем министра иностранных дел, послом в Болгарии и во Франции. Из Парижа его, эк собственному удивлению, и назначили на пост министра культуры 12 мая 2008 года.