Наконец-то свершилось событие, которое просто обязано перевернуть театральный мир в Алтайском крае в целом и в Барнауле в частности. До такой степени значительное, что заставило взяться за перо меня – человека, которые давно следит за краевыми театрами издалека, то есть спектакли видеть возможности не имею… так, новости изредка почитываю.
Не знаю наверняка, но могу попытаться смоделировать ситуацию в крае: культурой рулит кто-то из пары неразлучников Зеленцов-Ломакин, мало-мальски приличных режиссеров "съедают" после второго поставленного спектакля, средний возраст артистов стремительно приближается к 100 годам, а те, кто помоложе, вынуждены по ночам разгружать вагоны, чтобы прокормить семьи. Угадала? Хорошо бы - нет…. Так было в "мое" время, ведь должно же что-то измениться? Ведь вот оно, чудо свершилось – пара артистов из Краевого театра драмы взяли "Золотую маску" - премию СУПЕР престижную (для тех, кто понимает).
Когда-то, много лет назад, я писала в "Свободном курсе" на околотеатральные темы. И, будучи максималисткой, однажды предложила театр сжечь, пепел развеять – чтобы даже духу распространяемой им так называемой "культуры" не осталось. Ибо спектакли театра в ту пору смотреть было трудно – даже самые стойкие "театралы" в основном паслись в буфете – не выдерживали "уровня". Приношу свои извинения за те десятилетней давности высказывания. Ибо я тогда я еще не знала, что многие вещи делаются в мире не благодаря, а вопреки. И вопреки годам (да что там – десятилетиям!) "правления" взаимозаменяемых чиновников от культуры, вороватих директоров, отвратных менеджеров и бездарных режиссеров (о присутствующих – всех - не говорим!), театр все же выжил, да еще как! Взял-таки "Маску"! Пару (молодую!) Александра Хрякова и Натальи Макаровой признали "первачи" от театра. О спектакле "Войцек" и его режиссере Владимире Золотаре написали лучшие "культурные" издания (впрочем, о нем и так писали немало). Это дорогого стоит – далеко не каждый провинциальный и даже не все столичные театры могут похвастаться "Маской".
Возможно, это что-то изменит в театральном процессе. Во всяком случае, мне, не растерявшей оптимизма, хочется в это верить. Ведь грустно было бы, если бы "Маску" просто включили в список своих достижений те, кто к ней практического отношения не имеет (ну, кроме создания препятствий). Выдали победителям по букету и почетной грамоте (еще поди найди Золотаря – он-то, пожалуй, в край ни ногой?), и забыли.
Это будет совсем уж грустно.
И еще раз – извините. Не надо театр сжигать. Пусть стоит – авось, в нем еще кто-то вырастет. Может, только пару-тройку создателей препятствий от кормушки отлучить – пусть тоже помучаются…вагоны поразгружают… авось изменятся физически и морально…
Другие тексты автора можно посмотреть тут.