Орган краевой государственной филармонии больше не легенда. Вот уже почти год он работает, как и подобает благородному инструменту, — каждый месяц поиграть на нем приезжают именитые музыканты из городов России и других стран мира. Подрастает поколение молодых органистов и в Барнауле. Востребовано ли их творчество сегодня? Найдутся ли его ценители завтра?
Сергей Будкеев, заслуженный деятель искусств России, органист, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, убежден, что с годами число поклонников органной культуры на Алтае умножится.
Две жизни одного органа
Для начала небольшой экскурс в историю. В прошлой жизни орган краевой филармонии был совсем другим инструментом. Тогда, в 80-е, руководствуясь экономическими соображениями, его отдали проектировать чешской компании (ныне переставшей существовать) в надежде получить хоть и скромный, но инструмент. "Это было лучше, чем ничего", — вспоминают теперь музыканты.
Впрочем, радость длилась недолго. Орган, открывший музыкальный сезон в 1984 году, систематически ломался. До 1998 года сотрудники филармонии посильно боролись с неполадками, а потом перестали.
Однако четырнадцать лет не прошли впустую.
— За это время мне удалось привить любовь к органной музыке большинству барнаульцев и жителей края, — рассказывает Сергей Будкеев. — На наших органных абонементах "Мировая художественная культура" в общей сложности побывало около 700 000 слушателей.
После поломки
На какое-то время об инструменте забыли. После, во время реконструкции филармонии, было решено на базе старого органа создать новый, применяя старинные и современные технологии.
Найти фирму, готовую взяться за это, кстати, оказалось крайне непросто. По словам Галины Замятиной, пресс-секретаря Управления по культуре и архивному делу Алтайского края, в России органостроительных фирм не было.
— Я лично изучал все мировые компании, прежде чем принять окончательное решение, — продолжает Сергей Будкеев. — В итоге была выбрана ведущая фирма "Клайс", которая смогла перевести систему управления звуком с электрики на механику, как во времена Баха. Это было для нас принципиально. Немцы работали добросовестно и творчески. В итоге инструмент получился очень хороший: теперь он демонстрирует совершенно другую звуковую картину. Мы можем исполнять те произведения, которые раньше играть было практически невозможно. Например, после реконструкции орган звучит не только соло, но и в ансамбле с симфоническим оркестром, что в прошлом было неосуществимо.
"Свежая кровь"
Истории главного органиста края и инструмента, которому он посвятил свое творчество, тесно переплетены. В прошлом Сергей Михайлович проводил исследования по пропаганде органной культуры среди учащейся молодежи и продолжает изучать органную культуру сегодня. В классическом университете он преподает историю искусства.
— Наша кафедра главным образом занимается теоретическими дисциплинами, так что уроки органной музыки, увы, не предусмотрены планом. Хотя потенциально такая возможность существует. К тому же студенты, как мне известно, любят ходить на концерты в филармонию.
— Кто же в таком случае придет на смену современным органистам?
— Обучиться игре на этом инструменте гораздо сложнее, чем на других. Но у края хороший потенциал. Например, в музыкальном колледже, где я преподаю по классу органа, обучается пятнадцатилетний Иван Ключников. Он еще ученик музыкальной школы, но, несмотря на юность, в этом году стал лауреатом московского музыкального конкурса имени Гедике. Кроме того, Иван уже выступает в открытых концертах, в детских абонементных концертах, и, что, наверное, самое главное, в январе он играл на инаугурации органа после реконструкции. Его я рассматриваю как перспективного будущего органиста. Хотя, конечно, все зависит от того, как он будет работать в дальнейшем, насколько целеустремленным будет…
Я, кстати, хочу подчеркнуть, что, с моей точки зрения, лучше всего пропагандировать музыкальную культуру получается у местных музыкантов. Потому что, если человек талантлив, но при этом в отличие от подобных себе остался на родине, значит, он видит себя именно здесь. У него есть цель, сверхзадача. Это, я считаю, очень важно. А среди нашего молодого поколения очень много чрезвычайно талантливых людей. Их нужно поддерживать. Хотя бы вот так — концертами.
Выйти из башни
— Начиная с 1984 года я проводил протяженное исследование, касающееся психологии комплексного восприятия органной музыки, — продолжает г-н Будкеев. — По моему мнению, органную музыку нужно не просто исполнять, а рассказывать о ней, приводя в пример смежные искусства. Потому как органная культура тесно переплетается с архитектурой, живописью, музыкой, написанной для других инструментов. Это не должно никого удивлять, все-таки история инструмента насчитывает приблизительно 2300 лет... Так вот исследование показало, что я был прав. Такой подход оказался интересен, доступен и понятен зрителям. Те молодые люди и дети, которые в 80—90-е посещали мои органные концерты, сейчас выросли и хотят, чтобы их дети тоже приобщились к этому виду искусства.
— И насколько охотно теперь молодые люди ходят на концерты? Случился ли долгожданный подъем органной культуры?
— К нам приходит достаточно много людей. Ведь сейчас возникает интерес не только к глупой попсовой музыке, которой, бесспорно, очень много. Думающие люди начинают ощущать нехватку серьезных видов искусств. Поэтому задача людей культуры (я говорю теперь не только о музыкантах) в том, чтобы использовать эту подсознательную тягу к прекрасному. Многие ведь могут не понимать, чего они хотят… И если этот момент определения упустить, наступит период, когда людей будет уже трудно приобщить к серьезному искусству.
Я считаю, социокультурная ситуация, которая сложилась сегодня, требует от нас большой творческой работы. Поэтому те профессионалы, которые у нас есть, не должны замыкаться в башне из слоновой кости. Они должны больше общаться с различными категориями зрителей, помогать им осознать разницу между хорошим и плохим, посредственным и достойным…
Что изменилось в органе после реконструкции?
Орган реконструировали в Бонне. Внешне он остался практически нетронутым, чего не скажешь о "начинке". Специалисты компании "Клайс" заменили электрическую систему звукоизвлечения на механическую. Это было сделано для того, чтобы исполнители могли регулировать звук, усиливая или ослабляя нажатие клавиши. Несколько изменился также пульт органа.
Как рассказал Карстен Баер, ответственный мастер компании "Клайс", при том, что инструмент значительно изменился, ни одна деталь не утеряна и не выброшена — они лишь усовершенствованы. Так, в устройстве появился компьютер, помогающий органисту в подготовке к концерту.