Из части, расположенной под соседним Бердском в месте, которое называли Чертовой ямой, приехали солдаты, в деревенском клубе – танцы. Дуры-девки взвизгивают от избытка чувств, прячутся друг за друга, шушукаются. Солдаты-пацаны стесняются, но поскольку орлы, решительно подходят и приглашают.
И вот они танцуют, потому что дело их такое – танцевать, целоваться и заниматься на сеновале разными секретными глупостями. Они танцуют и не видят, как открылась дверь и пришли покойные братья Снегири и красноармеец Попцов, угробленные системой еще до отправки на фронт. Их уже убили, но им тоже охота на танцы. Взять девчонку за руку, проводить ее из клуба – этого счастья им не выпало.
Да и остальным осталось недолго. Потому что деревенские мальчишки с круглыми стрижеными головами – лучшая из всех мишеней.
И нет способа удержать их, защитить, сделать так, чтобы их не убивали, не унижали, не морили голодом.
А пока они танцуют, ты сидишь в зрительном зале и думаешь: дело ведь не в маленьком усатом вожде, под портретом которого вершились главные мерзости Великой Отечественной. Дело, может быть, в нашей коллективной трусости и беспощадности каждого ко всему, кроме себя самого. "А на одной стихире, бабушка Секлетинья сказывала, писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты".
В этом спектакле сохранена прекрасная честная астафьевская душа. И еще в спектакле есть прекрасные молодые и честные души тех, кто его делал. Бросайте все, идите в театр. Это болезненно – но такие инъекции позволяют душе остаться живой.
А в финале там пацаны, переодетые из военного отрепья в военную форму Российской армии, маршируют, готовые к отправке в какую-нибудь новую горячую точку. Потому что мало что меняется. Потому что в любой войне круглоголовые деревенские мальчишки – лучшая мишень.
Справка
В спектакле "Прощание славянки" по роману В. Астафьева "Прокляты и убиты" солдатиков играют студенты АлтГАКИ (класс В. Золотухина и Г. Старкова и класс А. Вахрамеевой). Режиссер-постановщик Д. Егоров, художник-постановщик Ф. Атмадзас, хореограф И. Ткаченко, музыкальный руководитель Ю. Колченская.
Цитата
"Прозреть не желаю, бесполезно — уже не успеете, да и мучительно прозревать у нас, а здоровьишка, хоть относительного, пожелаю, хотя бы для того, чтоб подумать еще и вокруг ясным взглядом посмотреть. Кланяюсь, В. Астафьев".
Впечатления после премьеры
Анатолий Кирилин,
писатель:
Невинные люди, ребятишки, не познавшие ни войны, ни любви, прокляты и убиты своим отечеством, вот этой нашей ментальностью, которая человеческую единицу не ставит ни во что. Я был лично знаком с Астафьевым и совершенно уверен, что Петрович одобрил бы этот спектакль.
Елена Кожевникова,
театровед:
Высказывание режиссера Егорова, работа актеров проникают очень глубоко, и чувство благодарности за этот, возможно, смелый для нашей глубинки поступок долго не покидает…
Людмила Тюренкова,
декан факультета художественного творчества АлтГАКИ:
Это эпохальная драма каждого из молодых людей. Я довольна актерской игрой – способность выдержать такое психологическое напряжение говорит и о подготовленности студентов, и о мастерстве актеров театра.
Алексей Крикливый,
главный режиссер Новосибирского академического молодежного театра "Глобус":
Эти 12 парней на сцене вызывают и профессиональное, и человеческое уважение. Тема большая, серьезная, а они работают без дураков – в этом-то и есть большая заслуга режиссера.
Теперь посмотреть спектакль можно будет во второй декаде октября. Телефоны касс 24-05-71