В Барнауле идет снег
– В прошлом году я снимался в одном фильме с Валерием Сергеевичем Золотухиным. Это был проект Владимира Наумова "В России идет снег". Фильм художественный, очень много звезд: об иностранце, который приехал в Россию, она его поглотила, ассимилировала.
– Мне кажется, вас Барнаул вот так же поглотил и ассимилировал.
– Барнаул… Тут, знаете, всему требуется раскачка. Актеры хотят работать, но у них низкие зарплаты, и от режиссера требуются прямо демиургические усилия. Но, собственно, в этом и есть работа: материя всегда стремится к хаосу и покою, искра должна быть, чтобы все это зажечь. Выключатель.
Я посмотрел здесь кое-какие спектакли. Видно, что есть потребность что-то сделать, возникают какие-то личности, и мотивация, конечно, хороша: "А мы что, хуже?"
Но когда актер, выпучив глаза, пытается что-то воспроизвести и эта густопсовая, вульгарная палитра выдается за какую-то актерскую игру… "Наша Раша" честнее, по крайней мере там не прячутся за высокими словами "театр", "искусство"… мессианские идеи-то не несут. А когда то же самое, но в театральной обертке, – это как-то опасно, что ли.
Высказывание Пупкина
– Так бывает вообще, что Бог что-то кладет на душу актеру? Или все дело в ремесле, навыках, школе?
– Ремесло должно быть в любом случае. Потому что один раз Бог, может быть, на душу и положит на пять – десять минут, а полтора часа отбубенить на сцене без ремесла, я думаю, сейчас может один Петр Мамонов.
– Я читала интервью Егора Летова, он говорил, что в творчестве важно себя преодолевать. Хочешь сидеть – встань. Хочешь спать – работай. Хочешь выпить – не пей. И тогда все начинает получаться.
– Японец Тадаши Сузуки, друг Юрия Петровича Любимова, который имеет самый дорогой и оснащенный театральный центр в мире, разработал свою систему, как Станиславский. Она у него вся построена на преодолении актерами того, что им надо преодолеть. Вот на этом "хочется сидеть – встань". Да и Любимов говорит: "Только кровавым трудом можно что-то сделать, и, к сожалению, другого пути нет". А чтобы взял, отучился четыре года, и все, – ни фига подобного, так не бывает.
– Вы говорили, что в спектакле для вас главное – выразить идею драматурга.
– Это вообще проблема современного театра, когда режиссер берет на себя право интерпретатора, создателя современного языка.
– А почему нет-то?
– Да нельзя! Или я согласен так: ты, Пупкин, напиши тогда пьесу по мотивам произведения Шекспира "Гамлет", ее и ставь. А он пишет в афише: Шекспир, "Гамлет" – и мы видим высказывание Пупкина на тему Гамлета. Режиссер должен, конечно, высказываться, без этого нельзя. Но для такого уж самовыражения есть много пьес современных авторов.
Кстати, на Таганке актеры в этом смысле очень скептичны: "Кто, Някрошюс? Ну-ну". Там все очень хорошо понимают, что такое настоящий театр и актерское ремесло.
Документальный фильм
– Расскажите о вашей работе в документальном кино. Один ваш фильм на "ТЭФИ" номинировался.
– Да я сейчас стараюсь не снимать. Чтобы профессией заниматься, надо этим жить, а так как-то от случая к случаю, чтобы деньги заработать, – это бессмысленно. То есть я ничего плохого о деньгах не хочу сказать, тем более зарабатывать, снимая документальные фильмы, – это очень интересно. БГ сказал правильную фразу: спеть песню – это уже счастье, дарованное Богом, а если тебе за это платят, так это просто бонус.
– А как вы снимали фильм про БГ, кстати, он же в нирване все время? Я как-то в юности пыталась у него интервью взять – до сих пор стыдно вспомнить.
– Да он человек такой. Ему, например, нравится в лесу, в санатории песни петь группе шахтеров. А отвечать на всякую лабуду вроде "Каковы ваши творческие планы?" он не любит. Ну и потом, мы просто везде ходили за ним с камерой. Кстати, когда мы о Любимове фильм снимали, мы его даже в туалет не выпускали: "Сидеть! И никого в кабинет не пускать". Любимов нас материл: "Идите отсюда!" – это вошло в фильм, кстати. А мы сидим, молчим, ждем – и он вдруг начинает говорить. Тут главное было не задавать ему вопросов, не снимать у него с языка. А когда фильм вышел, Любимову понравилось.
Ребята с улицы
– Вы у себя на родине, в Вятке, считаетесь знатным земляком?
– Да какой я... Вот у вас Валерий Сергеевич – легенда, а я-то что. Таких, как я, много из Вятки вышло. В Вятке, кстати, Грин родился, поэтому ее называют столицей русской романтики.
– Хорошо, наверное, когда детство у человека проходит в столице романтики.
– На меня мои детские 70-е годы вообще сильно повлияли. Тогда только-только начали показывать японские мультфильмы, и я совсем маленьким посмотрел в кинотеатре мультфильм "Джек в стране чудес". Для меня это было за гранью вообще всего: как эти бобы растут, и он взлетает на них до неба. Вот тогда я и понял, что, кроме того, что мы живем на этом шарике, есть что-то другое, более угарное, чумовое, и вот туда мне и надо стремиться. Я не помню, сколько раз его смотрел, но все время это было волшебство.
Потом помню, мы с отцом все время ходили смотреть научно-популярные фильмы: тогда же показывали про разные открытия, эксперименты. Причем облекали эти научно-популярные фильмы в форму какого-то "Соляриса". Часто мы сидели в зале вообще вдвоем: отцу было интересно – он физик, а для меня это такая магия была…
– На ваш спектакль придут люди, не готовые к встрече с искусством. Как вы к этому относитесь?
– Да классная в этом театре публика!!! Совершенно нестандартная для театра. Мы говорим: "Ох, ребята с улицы, какая жуть!" Но это как раз роммовская тема – раз нетеатральная публика приходит в театр, значит, она чего-то жаждет. Значит, этим ребятам нужно что-то еще. И может, через пять лет хождения в этот театр они станут другими. Вообще, кто-то правильно сформулировал: "Театр – очень простое и сложное дело". Оно по сути своей очень простое, но если им заниматься, на пути возникает много сложностей, которые приходится преодолевать, чтобы сделать хороший спектакль. Надо биться именно над поиском радости.
– У вас получился хороший спектакль?
– Да вытанцовывается вроде бы что-то. Надо дождаться премьеры, потому что, как опять же Любимов говорит, бывает, что актеры репетируют спектакль, все классно – а выходит говно. Я, может, плохо как-то вам отвечаю, дурно, – просто у меня сейчас все мысли сосредоточены на борьбе с самим собой и обстоятельствами жизни, чтобы как-то все переколбасилось и вышел спектакль, поэтому я ничем больше и не интересуюсь.
Справка
Премьера спектакля "В поисках радости" в Молодежном театре Алтая – 17, 18 и 19 декабря.
Факт
Юрий Ардашев – ученик Юрия Любимова, режиссер, актер Театра на Таганке.