Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Рефлексия нового времени

Он был в Барнауле однажды, очень давно. И ужасно хочет побывать здесь еще хотя бы раз. Его вряд ли бы узнали, пройдись он по Ленинскому проспекту, но во многих домах и маршрутках читают его книги, его диски занимают первые места в списках продаж музыкальных магазинов. Он - парень из Кемерова, который за несколько лет обрел почти мировую популярность. Его зовут Евгений Гришковец, и сегодня он - гость "СК".

У Гришковца гениальная способность угадывать, каким образом его личный опыт и воспоминания будут восприняты каждым зрителем-читателем-слушателем: "мое!". Он говорит очень откровенно, застенчиво и неловко. В 90-х Евгений начинал как драматург, режиссер иактер. За последние три года Гришковец из провинциального режиссера превратился в культовую личность, обладателя "Антибукера", "Триумфа", "Золотой маски". Он внесен в Книгу рекордов Гиннесса, его спектакли ставятся в Европе, студенты изучают его пьесы, написанные в 2000 году.

Душевности сибиряков ему не хватает в Москве

Не так давно он приобрел новую ипостась - Гришковец выпустил повесть "Реки", которую считает своим программным произведением. Сейчас продано уже 80000 экземпляров книги. Она рассказывает о жизни человека в Сибири. Деревня и рыбалка, археологическая экспедиция, встреча с медведем, воспоминания деда-ветерана - все это было в нашем детстве, было в нашей жизни.

- В 2003 году я засел за "Реки", диктовал жене Лене куски текста. Получалось раза в четыре больше, чем вышло сейчас. Потом украли компьютер, вместе с текстом. Я не мог прийти в себя, обращался к бандитам, в газеты объявления давал - безрезультатно. И я решил не возвращаться к этому тексту. А в начале этого года неожиданно вернулся.

Теперь яполноформатный писатель- уменя есть пьесы, роман, рассказ иповесть. Хотя я профессионал: окончил филфак и вотличие отбольшинства писателей ирежиссеров знаю, как создавать текст. Да, в моих текстах отсутствует сюжет - я совершенно неумею придумывать нечто абстрактное. Правда, в "Реках" есть жесткая композиция и структура, а вот в моей жизни этого нет. Совсем.

- Критики говорят о новой волне патриотизма, национальной идее, которая рефреном звучит в ваших "Реках"….

- Я ни о чем особенном таком, пафосном, не пишу. Вот живет человек в каком-то городе России, работает, детей воспитывает, подвигов не совершает. Просто живет. В этом есть спокойствие и достоинство. И в этом - подлинный патриотизм.

- А чем, на ваш взгляд, сибиряки отличаются от жителей других регионов России?

- Сибиряки для меня - это… щедрость, угловатое такое представление о джентльменстве, не мелочность. Мне не хватает таких людей в Калининграде и Москве.

"Реки" - это самая тяжелая душевная работа, которую я проделал в жизни. Она должна сейчас сибирского читателя с его жизнью успокоить и примирить. "Реки" - первое мое писательское произведение, настоящее. Традиционная русская проза с попыткой писать большую русскую прозу. Теперь я опустошен. После этого не знаю, как жить. Я все, что мог сказать, сказал.

Вручает призы Михалкову, но не может привыкнуть к известности

- Помните тот момент, когда вы поняли, что больше нет провинциального режиссера и драматурга по фамилии Гришковец, а есть Гришковец - мегазвезда?

- Я всегда был ярче остальных в пантомиме и в Кемеровском университете был звездой. Я был гораздо более счастлив на фестивале "Студенческая весна", чем на вручении "Золотой маски", - я тогда был моложе, радостнее, успехи были первыми.

Сейчас, по опросам "Нашего радио" в Москве и Петербурге, меня знают около 20% жителей. Милиционеры стали узнавать наконец. А то раньше за неимением регистрации носил с собой фотографию, где я снят с Лужковым, и милиции показывал. Потом она истрепалась, пришлось носить роман "Рубашка". У меня ее все время в отделении забирали с концами.

Поздравил Никиту Михалкова на последней церемонии "Кинотавра". До сих пор в это не верю. Борису Ельцину понравилась моя "Рубашка", попросил подписать. Для меня, как для сибиряка, это удивительно. Постараюсь к этому не привыкать. От известности ненадо прятаться - нужно относиться к происходящему ответственно.

- Вы достигли того, чего хотели - славы и денег?

- Я стал больше зарабатывать, ноденег этих нестесняюсь, потому что их действительно зарабатываю. Когда я уезжал из Кемерова в Калиниграда, то не собирался стать известным. Мечтать стать звездой - это глупо. Просто я не знал, как дальше жить, надо было со старой жизнью как-то расставаться. Вот так получилось.

- Вас упрекают в том, что вы заискиваете перед публикой, нарочно убираете из своих произведений все детали, чтобы людям казалось, что все происходит именно в их городе, именно с ними…

- Зрителю всегда нужен тот человек, который живет с ним в одном времени. Поэтому мне важно быть постоянно интересным. Я не говорю "Кемерово", когда в Новосибирске играю. Потому что не надо там этого говорить - лишняя информация, перегруз. Эти люди оплачивают мою жизнь, когда покупают книги и билеты на мои спектакли. Я не могу о них не думать. Я – человек, отравленный зрительской любовью.

Моя публика - люди, любящие сегодняшнее время и живущие без глобальной обиды нанего, любопытные. Я хочу быть им интересен. И я знаю, что пока я довольно успешен и остросовременен.

Хочет снять фильм и почаще быть счастливым

- Драматургия, режессура, музыка, литература… Еще осталось вам кино поставить или сняться в нем. И начать рисовать.

- Рисовать - нет, а вот в кино я уже снялся, и не раз. Из того, что выходило на экраны, - "Азазель", "Прогулка". Роли все маленькие, но мне очень интересно. У Говорухина недавно сыграл следователя НКВД. Гадкий такой получился! Увидел себя в зеркало и подумал: дед бы меня такого проклял.

Сейчас Панфилов снимает кино по Солженицыну. Я там играю Константина Симонова. Я сам составил его монолог из ремарок автора. Солженицын одобрил меня, сказал, что я на Симонова очень похож, даже внешне. Ему тоже было тогда 37 лет, оба мы картавим, и оба начинали с произведений, связанных с защитой Родины. В фильме я носил двубортный пиджак, на котором пять значков лауреата Сталинской премии. Знаете, как хорошо себя в таком чувствуешь?!

- Наверное, вам уже предлагали экранизацию ваших пьес или романа?

- Я бы снял сам, но надо управлять людьми. А для меня это - страшное дело. Я руководил постановкой "Осады" во МХАТЕ им. Чехова. Тяжело.

Чужие попытки поставить по моим произведениям фильм приведут к созданию "кино не для всех". Мне, как автору бестселлеров, это неинтересно. Я хочу сделать кинопродолжение "Рубашки". Еще хочу поставить спектакль - три года как не ставил. Намереваюсь восстановить свой спектакль "Попо" - по Эдгару По с участием Цекало. Но его я пригласил не потому, что он меньше меня ростом, а потому, что у него мощная стилистика! Мне было важно, чтобы для актера участие в моем спектакле, как и для меня, было приключением.

Сейчас раскручиваем "Синебах" - такой буржуазный красивый гламурный проект. Джазовые музыканты из бывшей группы "Квартал" играют русские, польские, сербские мелодии 50-60-х годов. Поет Лена, моя жена. Красивые костюмы, красивые люди. В общем, 60-ые, которых у нас в СССР не было.

- Как вы умудряетесь все успевать и при этом говорите, что работаете очень мало и медленно?!

- У меня появились мускулы, мышцы, силы раздвигать гастрольное пространство. Физически это непросто, но я не жалуюсь - я же этого хотел. Три - три с половиной месяца зимой я пишу, летом отдыхаю с семьей. Остальные полгода провожу в нечеловеческом гастрольном режиме.

Я страшно переживаю, когда обстоятельства вторгаются вмою жизнь и не дают что-то делать. Например, пробки. Как же я ненавижу пробки! Мужчины вообще тяжело переживают, что обстоятельства сильнее, что тынеможешь сними справиться.

- А когда все идет по плану, вы чувствуете себя счастливым?

- Счастье можно представлять по-разному. Для кого-то это яркие вспышки радости, переживание достижений. Для меня счастье - некое душевное равновесие испокойствие. Когда неттревог, амбиций, ревности. Почаще бы так.

… Одна моя знакомая назвала его "троечником" - за то, что он говорит банальные вещи банальным языком. Но успех Гришковца и заключается в том, что именно ему и именно сейчас пришла в голову мысль говорить о том, что окружает и волнует нас каждый день. Рефлексировать не только о себе, но и обо всех нас. Сейчас он учит нас любить себя, даже если мы далеки от идеала, страну, которая не всегда к нам добра. И учиться изменять этот мир к лучшему.

P.S.

- Евгений, вы были когда-нибудь в Барнауле?

- Однажды. Очень понравилось, хочется приехать снова. Если барнаульцы захотят меня видеть, с удовольствием приеду зимой, привезу новый спектакль.

- Главный редактор "СК" в знак уважения просил передать вам нашу фирменную футболку.

- Классная надпись – «Свободный курс»! Классное кредо! Спасибо, я буду ее носить, честное слово!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии