В Москве актриса и режиссер Рената Литвинова презентовала широкой публике новый фильм - "Последняя сказка Риты". Кино про любовь. Как рассказала сама Литвинова, это - "сказка". В ее целях никогда не было показывать быт, он и без того виден в повседневной жизни. "Всем интересно узнать какой-то параллельный мир, - делится мыслями режиссер с телекомпанией НТВ. Почему так популярны фэнтези, фантастика, сказка? Это не только для детей. Человек стареет только через оболочку, внутри он всегда остается таким же как в детстве. В чем смысл жизни? Накопить денег? Купить квартиру? И что? Размножиться? Ну, вот моя версия такая — любовь. Упорно я тяну эту нить, что смерти нет, есть только любовь. Мы все бессмертны. И все мы где-то курируемся какими-то… За нами досматривают, зло не проходит безнаказанно, а добро всегда под учетом".
Справка
Информация с сайта Ренаты Литвиновой.
Женщина-дива, "женщина-стиль", особая, "другая" женщина. Рената Литвинова – культовая фигура 90-х, самая загадочная и модная актриса современного российского кинематографа, талантливый режиссер собственного образа. Все, что она делает, неизменно привлекает внимание. Она одновременно и больше и меньше, чем просто актриса. Ее облик словно возвращает к тому моменту в истории кино, когда захваченность лицом и образом повергала людей в смятение, – ее пластика, интонации и истории не укладываются в стандартные, привычные рамки зрительского восприятия.
Отстраненная, таинственная, знающая о чувствах, но блистательная при их отсутствии, она с легкостью овладела пустовавшей нишей "movies star". В ней с редкостной законченностью воплотился этот феномен XX века, явление, прежде всего, массовой культуры и общественного сознания, включающий в себя совершенно новые взаимоотношения между исполнителем и персонажем, тотальную идентичность, которая влечет за собой легенду и миф. Рената Литвинова, живущая сама по себе, но принятая в общее сознание, никого не оставляет равнодушным. Сценаристка, строящая актерское существование по собственным законам, соединяющая в своей индивидуальности талант, ум и красоту, бурную личную жизнь, раннюю славу, яркое присутствие в свете, обречена или на ненависть, или на любовь. Что же является сутью женщины, провоцирующей столь неоднозначные, но яркие эмоции – от полного неприятия до крайних форм истерики и обожания? "Наверное, на одну свою половину я в самом деле не от мира сего. Зато вторая моя половина воспринимает окружающую действительность вполне адекватно. Чтобы меня понять, надо прочитать написанное мной. А слова, произнесенные вслух… В речах можно прикидываться кем угодно, играть любую роль. О человеке нужно судить по его делу. О художнике – по картинам, о режиссере – по фильмам. Поскольку я киносценарист, то лучше всего обо мне, наверное, расскажут мои работы. В творчестве нельзя скрыться, нельзя играть. Почитайте то, что я пишу, и вы очень много узнаете. Не все, конечно, но многое". Рената Литвинова почти приоткрыта – не утаивает ни свое происхождение, ни возраст.
Она родилась 12 января 1967 года в 10 часов 45 минут в Москве, в семье врачей, никто из родных не имел никакого отношения к кино. Отец – татарин, отсюда и восточное имя, и ощущение восточной крови. Детство помнит, но не любит: "Про школьные годы я бы сделала фильм. Ничего хуже в моей жизни потом не было. Никогда уже не было так страшно, как вот именно в детстве. Беспросветное одиночество… Я помню, умер Брежнев. А мне рассказывали, что, когда умер Сталин, все плакали и гудок гудел. И тут тоже загудел гудок. И я высунулась в форточку и жду, вот сейчас заплачу. И со мной не произошло этого. Что помню. Тащусь с портфелем из школы, между домами старыми. Гудок этот помню. Еще были какие-то постановки на радио… И кажется даже, у нас телевизора дома не было. Хотя я точно знаю, что он был. Но я его не смотрела. Подружки были. Дуры, глупые. Ну и я, конечно. Я им истории рассказывала. Ужасы всякие. Все время за мной кто-то ухаживал. Мальчишки, юноши. Еще была игра "Зарница". Ты должен ходить с погонами, отдавать честь. Я ее никогда не отдавала. Кстати, такое сочетание слов". Во ВГИК поступала сознательно и сразу на сценарный факультет, решив, что кино – ее единственный выбор в этой жизни. "Я не могла представить, что смогу заниматься чем-то иным". "Ни актрисой, ни балериной, ни певицей – ничего такого в детстве я не хотела, но это был особенный момент. Ты же идешь в кино, чтобы что-то сказать, и, если у тебя есть возможность это сделать, – почему от этого нужно отказываться?" "Я всегда предпочитала контролировать процессы. Я всегда что-нибудь сочиняла и думала, что, если я буду сценаристом, значит, смогу что-то контролировать".
Литвинова в двадцать с небольшим лет, обладая оригинальным, очень подвижным сценарным мышлением, полностью отказывается от социальности, основы советской драматургии, при этом удерживает равновесие, не впадая в постсоветский "стеб". Она находит свою нишу уже в драматургии, уйдя от обьщенности в новую атмосферу и новые состояния, выражая драматизм современной действительности через "что-то, связанное с женщинами". В ее технике проявляется неумышленная пластика, медленно поднимающаяся на поверхность из словесной глубины и формирующая ритмическую организацию будущего фильма. Актрисы, снимавшиеся в фильмах по ее сценариям, не говоря уже о героинях, воплощенных ею самой, всегда получали призы на фестивалях. Она пишет сценарии, в которых почти нет мужчин. В любом искусстве, создаваемом женщинами, мы привыкли видеть мелодраму, переживания, связанные или с бытом, или с противоположным полом. Рената Литвинова же полностью исключает мелодраматический момент – ее произведения до краев наполнены жестокостью. За очень короткий срок молодая девушка превратилась из соавтора полуэкспериментальных фильмов параллельного кино ("Ленинград. Ноябрь", "Трактористы-2″) в создательницу собственного течения в киноискусстве, перейдя из тени сценарной профессии в ярко освещенную светскую жизнь. Литвинова наделяет своих героинь независимостью и решительностью, они становятся способны на такие поступки, о которых мы не могли помыслить всего несколько лет назад. "Мне всегда было интересно наблюдать за человеком, за тем, что им движет. Мне интересен такой отрезок жизни человека, когда он или умирает, или делает какие-то ужасные поступки. Меня интересует темная сторона человека, то, что у вас внутри, то, о чем вы боитесь сказать, не хотите, чтобы про вас знали, – это зажигает мое воображение. Мне кажется, для драматурга это поле, я вижу там большие драматургические возможности. Черное, патологическое – то, что меня волнует. Может быть, я такая сама по себе, стою на грани патологии, может быть, я патологична – меня это не страшит".