И это совсем не похоже на то, как вел себя в аналогичной ситуации Барнаул, когда в прошлом году из краевого театра драмы изживали того же Золотаря, служившего в театре главным режиссером.
Люди не железные
– Мы можем расписать им концерты на две недели вперед, – сказала в интервью газете "Свободный курс" Наталья Макарова, актриса театра. – Но люди-то не железные. "Скорые" вызываем.
Назначенный худруком Виктор Симакин хорошо знаком труппе: его уже дважды увольняли из театра, причем в первый раз на этом настояла труппа, а второй раз он был уволен в 2006 году предположительно в связи с нецелевым использованием выделяемых театру средств. Его называют дельцом, причем дельцом неудачливым. Актеры категорически не согласны с тем, чтобы творческое руководство театром осуществлял он.
Везде, как у нас
Прошлый театральный сезон был последним в барнаульской карьере режиссера Владимира Золотаря и его жены, ведущей актрисы театра Натальи Макаровой. Работа режиссера совпадала с культурными запросами людей, которые ходят в театр (об этом можно судить по наполняемости зала на золотаревских спектаклях), но не совпадала с охранительными представлениями о театре чиновников от культуры. После нервных и бесплодных попыток быть услышанным руководством края Владимир Золотарь принял приглашение худрука Нижегородского ТЮЗа Вячеслава Кокорина. Это был хороший выбор: при Кокорине Нижегородский ТЮЗ стал объектом пристального внимания театральных критиков, при театре открылись курсы актерского мастерства РАТИ–ГИТИС, на площадке ТЮЗа прошел престижный общероссийский фестиваль "Реальный театр".
Но с начала 2009 года тамошний департамент культуры возглавил известный в регионе чиновник Михаил Грошев, и ситуация в театре стала меняться. Курсы были закрыты, Вячеслав Кокорин уехал из Нижнего, а Грошев кардинально сменил руководство театра: директором стал Максим Крохин, чиновник, никогда ранее в театре не работавший, а художественным руководителем – Виктор Симакин. (При этом к моменту назначения Симакина в театре уже был утвержденный департаментом культуры художественный руководитель – его главный режиссер В. Золотарь.)
– У нас три требования: чтобы ушел Симакин, чтобы нас начали выпускать на фестивали и чтобы восстановили репертуар на сентябрь-октябрь, в котором значатся спектакли Золотаря, – говорят голодающие. – У нас же остановили продажу билетов на спектакли этих месяцев, и это не из-за голодовки, это случилось еще раньше.
Чувство собственного достоинства
Актерам и сотрудникам театра постоянно звонят и пишут коллеги из других городов. Собрано более 700 подписей в поддержку требований голодающих актеров, и среди них есть подписи барнаульских артистов.
Владимир Филимонов,
барнаульский режиссер:
В Нижнем Новгороде, видимо, собрались хорошие артисты с чувством собственного достоинства, верящие в свои силы и знающие себе цену. Поэтому лично я их уважаю и заочно поддерживаю.
Тем временем руководитель департамента культуры Нижнего Новгорода Михаил Грошев объявил артистам, что своего решения менять не намерен: Симакин остается художественным руководителем. В ответ к десяти голодающим артистам в прошлую субботу, 29 августа, присоединились еще восемь. К голодовке присоединился также Владимир Золотарь.
– Мы очень хотим встретиться с губернатором, – говорит Макарова. – Надежда только на него, на центральное телевидение и на Союз театральных деятелей России. Самый идеальный выход для нас, если бы Симакин положил на стол заявление об увольнении. С Грошевым решать этот вопрос бесполезно: если он отменит это решение, он потеряет свою репутацию управленца.
Специально созданная конфликтная комиссия под руководством первого заместителя председателя Союза театральных деятелей России Евгения Стеблова будет работать в Новгороде со 2 сентября.
Мы обязательно расскажем вам, чем все закончилось.
Цитата
Запись в блоге бывшей нижегородской актрисы Натальи Заякиной (сейчас она актриса Ленкома):
"Симакина убирали несколько раз и почему-то (!) ставят опять. Когда на этот абсурд среагировали артисты, им дали понять, что они никто. И теперь коллеги должны рисковать здоровьем, чтобы сохранить достоинство. Ребята, я горжусь, что с вами знакома, но мне за вас страшно. Ваша голодовка не прием против лома, но я к вам выезжаю".
Комментарий
Олег Лоевский,
театральный критик, художественный директор фестиваля "Реальный театр", член экспертного совета национальной театральной премии "Золотая маска":
Конечно, ситуация в Барнауле была вопиющая; и то, что чиновники от культуры похожи как гвозди, – это так. Но видите: город, театр в Барнауле этой ситуации дали свершиться, каждый по-своему, без обид. И директор – человек очень приличный, я к нему нежно отношусь – но он не боец… А в Новгороде люди сказали: "Нет".
Понятно, что плетью обуха не перешибешь, но если не перешибать, то надо сразу ложиться и как-то устраиваться, чтобы тебя имели как можно более удобно.
Золотарь, может быть, один из немногих в его поколении молодых людей, которые пришли в театр по-настоящему и которые талантливы. Мысль "может, такой художник слишком ярок для провинции" в связи с этими событиями звучала не раз – но смешно об этом говорить!
В провинции пусть будет кто похуже, что ли? Замечательный режиссер Леша Песегов работает в Минусинске: и для "Золотой маски" он подходит, и для Минусинска.
Все ищут обоснования, говорят: "Истина где-то посередине". Да нет никакой середины. Середина – это: "Гитлер немножко прав, евреи в чем-то виноваты". Есть талантливые люди, есть город, который должен поддерживать талантливых людей, а если зритель не понимает, то надо создавать условия, чтобы зритель разбирался, учился, а не вытеснять из города талантливого режиссера, потому что у нас такой город убогонький и давайте мы в уголке посидим.
Чиновники опять стоят на пути у талантливого режиссера.