…Художник раскладывает на столе кисти, блюдца, печати, кладет тончайшую рисовую бумагу. Левой рукой делает несколько абстрактных мазков сначала темной краской, потом светлой. Будущая картина распускается, как бутон, обретая смысл и форму, – здесь будут крупные яркие цветы и маленькая трогательная птица. Художник работает легко, едва касаясь бумаги, и никого не замечает. Зрители окружают его плотнее, снимают на видео и фото. Восхищенно комментируют.
Не проходит десяти минут – картина, выполненная в технике "Го Хуа" готова. Чень И поднимает лист за края и разворачивает лицом к зрителям. Аплодисменты.
– Несмотря на то что я владею искусством традиционного китайского рисунка, я все-таки в большей степени приверженец русского реализма, – рассказывает Чень И. – Правда, у меня наше национальное понимание композиции: отдельные штрихи должны являться частью целостного образа. А в Барнауле, наоборот, я встретил художников, которые пытаются писать в китайской манере, но все-таки само понимание живописи у них русское. Я могу работать и с маслом, и с акварелью, но больше люблю акварель. Во-первых, она все-таки ближе традиционной китайской живописи, а во-вторых, в Китае и так почти не осталось акварелистов. В Европе очень популярна масляная живопись. Это влияние передалось нам. И потом, маслом писать легче – ведь все можно исправить. Когда пишешь акварелью, шансов на ошибку уже нет.
Чень И:
Барнаул мне очень нравится. Я сделал несколько набросков с видами города для будущих картин. Но пока не хочу их показывать. Все они сделаны преимущественно в старой части Барнаула.
Чень И и Россия
– Мои родители никакого отношения к искусству не имели: папа был врачом, мама – домохозяйкой. Когда я был ребенком, нравилось смотреть, как рисует наш друг семьи. Он не был профессиональным художником, просто любил рисовать. Я тоже захотел научиться. А потом как-то раз увидел альбом с репродукциями русских художников: Репин, Левитан, Суриков… Тогда мне все стало ясно: кем я хочу быть, как хочу научиться работать с красками.
– В каждой картине есть что-то от души, что-то от воображения, что-то от настоящего… Сам я никогда не пробовал рисовать абстрактные картины, но мне нравятся такие работы. Это интересно, необычно, свежо. Особенно на фоне реализма.
– Мне, конечно, повезло: мои картины пользуются большим спросом во всем мире, и я могу заниматься тем, что по-настоящему люблю, не испытывая материальных затруднений. Но так бывает не всегда. В Китае, так же как и в России, художники терпят трудности (и у меня, кстати, по-разному бывает). Такова жизнь. Что тут можно сделать? Кого в этом винить? Работа у художника очень сложная.
Особенности техники "Го Хуа": холст кладут горизонтально, мазки наносят резкими штрихами. Тематика рисунка: цветы, горы, вода, птицы. На картине остается очень много свободного пространства. Обязательно пишут иероглифы. На лицевой стороне ставят печати с именем автора и регионом.
Выставка "Поэзия цвета Поднебесной" продлится до 31 мая.