В Алтайском крае "Музейная ночь" проводилась уже седьмой раз. В этом году участие в ней принял 71 музей, порядка 22 тыс. человек посетили эти культурные заведения. Единых билетов, по которым можно было посмотреть программу любого музея-участника, было отпечатано 11 тыс. штук, продано — 8 тыс. штук. Билеты продавались в восьми пунктах. По оценкам редакции газеты "Ваше дело", минимальная вырученная сумма получается более 1 млн. рублей.
Как рассказала научный сотрудник музея "Мир времени" Ольга Зюзина, критерии, по которым распределяются средства, были определены оргкомитетом несколько лет назад. В связи с тем, что основную часть доходов от акции "съедает" покрытие расходов на рекламу, полиграфию и транспорт, музеям доставалось немного. Вплоть до 2012 года все были с таким положением дел согласны. Финансовая сторона акции никогда не интересовала и руководителя галереи "Турина гора" Владимира Москвитина. С ним согласен и зампредседателя правления "Города мастеров" Виталий Гычев, чья галерея впервые принимала участие в акции.
В то же время арт-критик, куратор галереи "Республика ИЗО" Вадим Климов говорит: "Меня много лет занимает этот общий билет. Кто его выпускает? Где отчетные записи? Кто и как потом распределяет деньги между музеями? А работники культуры что-то с этого получают? Хорошая идея — создать какой-то фонд, распределять эти деньги, но я о таком не слышал".
По словам администратора ТЦ "Проспект" и одноименной галереи (в акции участвовала впервые) Анны Поломошновой, договор на продажу и распространение единого билета нужно было заключать с некой фирмой "Фриланс". И потом перед ней же отчитываться. Анна Поломошнова поинтересовалась у куратора "Музейной ночи", замдиректора Государственного художественного музея Татьяны Бондаренко: на что идут деньги от продажи билетов? Смету ей не предоставили.
После официального запроса в краевое управление по культуре и архивному делу "ВД" сообщили, что ответственной за изготовление и распространение единого билета действительно является фирма "Фриланс", зарегистрированная в апреле 2011 года специально под проект "Музейная ночь". Комментировать размер вырученной суммы и принцип ее распределения в управлении не стали. Отказалась в деталях обсуждать финансовую сторону проекта и Татьяна Бондаренко, сказав, что деньги идут на развитие музеев.
Фирма "Фриланс" зарегистрирована в одной из квартир жилого дома на ул. Ярных. По данным "ВД", директором и учредителем является Светлана Артюхова, заведующая отделом Художественного музея. Комментировать ситуацию она отказалась, сославшись на коммерческую тайну.
Участники "Музейной ночи" говорят, что, задавая организаторам "финансовые вопросы", они по-прежнему не заинтересованы в получении прибыли от этой акции. По их словам, речь идет о заинтересованности в развитии и продвижении проекта, например, путем создания фонда идей "Музейной ночи-2013". Но любой фонд, как известно, требует прозрачности.
Добавим, что в свое время в Кемеровской области средства, вырученные от продажи билетов на "Музейную ночь", были перечислены в фонд поддержки семей погибших горняков. В других регионах деньги направили на помощь больным детям, на обслуживание памятников архитектуры и искусства и т. д.
Справка
"Музейная ночь" — международная акция, основная цель которой — показать ресурс, возможности и потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь. Впервые "Ночь музеев" была проведена в Берлине в 1997 году. В России первым последователем стал Красноярский музейный центр — в 2002 году он впервые предложил посетить музей ночью. Музеи других российских городов стали присоединяться к акции с 2005 года.