– Меня всегда интересовало, где заканчивается работа главного режиссера и начинается – режиссера по пластике? Например, актер очень резким размашистым движением укладывает платок в нагрудный карман, эта деталь прекрасно выражает характер. Кто эти вещи придумывает?
– Любого актера можно научить танцевать?
– Нет. То есть научить чему-то можно, но все-таки если это не специализация актера, это даст о себе знать. Проблем бывает много.
– Как вам подготовка артистов театра драмы?
– Ох, можно не комментировать? Или лучше я скажу так: всегда подготовки драматических актеров оказывается недостаточно. Почти всегда.
Наши традиции
– А как наш балет смотрится на мировой арене? Один российский критик, который работал консультантом в Ла-Скала, недавно говорил, что единственное яркое событие, которое русский балет подарил миру в последнее время, – это скандал с кислотой в Большом. Вы согласны с такой оценкой?
– Не уверен, что можно так сказать. Хотя в последние годы действительно наблюдается ощутимый перекос даже в фамилиях режиссеров-постановщиков, много иностранцев. К счастью, мы в Петербурге можем похвастаться Борисом Эйфманом, например. Много лет существует его замечательный театр.
– А какое место в мире занимает наша опера?
– За последние десятилетия она шагнула назад. Но теперь произошел новый рывок. И репертуар стал больше нашим, много советских композиторов исполняется. И солисты появились мощнейшие, составившие славу нашему оперному искусству, – Хворостовский, Бородина, Нетребко. В общем, в мире мы достойно смотримся.
– А почему почти не пишут современную оперу? Не нужна?
– Ну почему же нет. Ее меньше, конечно, но вот несколько лет назад в Большом была поставлена современная опера. Было обращение в том же новосибирском театре к творчеству Шнитке. Да, это нечасто, но тем не менее.
– Вы же и работали над этой оперой в Новосибирске.
– Да. Вместе с польским режиссером Генрихом Барановским, который, к сожалению, недавно ушел из жизни, была поставлена опера Альфреда Шнитке "Жизнь с идиотом". А вот это, кстати, и есть пример того тесного сотрудничества, о котором я говорил. Он приглашал меня именно для совместной работы. Не для того, чтобы я, условно говоря, поставил "половецкие пляски". Мы делали эту оперу вместе. Еще было интересно работать в Ленкоме с Марком Анатольевичем Захаровым. Я не был оставлен только для хореографических номеров, мы создавали спектакль, придумывали его, решали драматургические задачи языком хореографии.
Маленькие странности
– В конце 90-х в том же Александринском театре вы работали над пьесой барнаульского драматурга Александра Строганова "Орнитология". Можете что-нибудь вспомнить о ней?
– Давно это было... Но могу сказать, что материал был очень неожиданным. И я помню, что все работали с большим увлечением. Актеры на тот период, мы были все помоложе, готовы были пробовать новое. И с большой заинтересованностью, горением проходила работа. Сегодня его в репертуаре Александринки нет, но для того времени это был очень интересный эксперимент. Он остался в памяти.
– Приоткройте секрет, что любопытного зритель увидит на премьере?
– Чем актеры будут удивлять? Во-первых, в драматическом театре актеры будут танцевать. И не так, чтобы, например, Ромео и Джульетта исполнили бы танец на карнавале, танец встреч. Здесь они будут танцевать по законам жанра танцевального спектакля.
– А вам не кажется странным, что драматический театр берется за такую постановку?
– Конечно, кажется. Это очень странно, это исключительный случай. Но что я могу сказать? У них это хорошо получается.
Любовь Березина,
директор театра драмы:
Сегодня мне приходится выполнять функции главного режиссера, подбирать репертуар. Почему возникла "Безымянная звезда"? Артистам очень понравилось работать в музыкальном спектакле "Блудный сын", они с восторгом вспоминали сотрудничество с Грицаем. И я подумала, что, во-первых, получится что-то красивое, и, во-вторых, актеры получат дополнительные навыки, которые им пригодятся обязательно. Это не самый плохой материал. Я не сторонник современной драматургии: конечно, есть много замечательных современных пьес, но ведь много и таких, которые я бы никогда на нашу сцену не пустила. Мы же не отрицаем, что театр ведет образовательную функцию. Есть много людей, которые никогда в жизни не смотрели в телескоп на звездное небо. И если кто-то после "Безымянной звезды" захочет это сделать, это будет прекрасно.
Факт
"Безымянная звезда" – пьеса румынского драматурга Михая Себастиана, написана в 1942 году. В 1956 году по ней был поставлен известный спектакль в БДТ имени Товстоногова. В 1978 году снят фильм Михаилом Козаковым с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях. Картина имела огромный успех как в России, так и в Румынии.
Справка
Сергей Грицай – хореограф, режиссер по пластике. Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Работал в Мариинском, Александринском, Большом театрах, БДТ имени Товстоногова, МХТ имени Чехова, Метрополитен-Опере (Нью-Йорк).