Несметные сокровища хранятся в библиотеке, и вот главное их отличие от сокровищ ненастоящих: книги все время должны быть в руках у людей. Шишковка решила привлечь читателей, показав им свои краеведческие фонды, и с 6 сентября по 27 октября проводит большую читательскую кампанию. Все это время дорогих барнаульцев будут, как сейчас принято, "развлекая, обучать" на исторических часах, мастер-классах по изготовлению лоскутных кукол, конкурсах чтецов и фотографов… Главное – чтобы люди пришли и посмотрели на огромную экспозицию, собранную из краеведческих выставок, которые проходили в библиотеке в течение 12 лет. На ней собраны все лучшие книжки, имеющие отношение к Алтаю, – от Розена и Семенова-Тян-Шанского до изданий этого года.
Выставка называется "В краю моем – история России". Как вообще все в эти дни, она посвящена 75-летнему юбилею Алтайского края.
Александр Родионов,
писатель:
Тридцать седьмой год, в стране костоломное время, и вдруг в этом страшном году рождается наш Алтайский край. Почему такая необходимость появилась, зачем надо было разваливать этот монстр, Сибкрай? Это была огромная территория, ею было трудно управлять, да еще учтите коммуникации того времени – телефон был далеко не в каждом райцентре. Надо было строить что-то другое, более подвижное, более дееспособное…
Это – клад
Но, конечно, семьдесят пять лет для истории Алтая вообще не срок. Приходите на выставку, посмотрите на стеллаж с книгами из редкого фонда, датированными позапрошлым веком. Все остальное можно взять в руки и полистать, а эти издания с ятями и выцветшими фиолетовыми экслибрисами на обложки хранятся под стеклом.
Ведущая обзорной экскурсии делает в сторону стеллажа почтительный жест рукой:
– Это – клад, больше ничего и не скажешь, – фамилия Валентины Петровны полностью соответствует направлению ее деятельности.
Заведующую отделом редкой книги зовут Валентина Петровна Кладова. Коллекция книг, собранная в ее отделе, охватывает середину ХVI – начало ХХ века. Долгое время считалось, что простому читателю с улицы в отдел редкостей не попасть, но сейчас все куда демократичнее, доступ расширяется, редкие краеведческие издания оцифровываются, формируется электронная библиотека, и в крайнем случае вас познакомят с электронным вариантом раритета.
Спасибо казахам
У остальных стендов выставки никакого музейного благоговения – девчонки с интересом листают альбомы, посвященные скромному, но весомому вкладу Алтайского края в кино: книжки про Ивана Пырьева, "Фросю Бурлакову" – Екатерину Савинову, Панкратова-Черного, конечно, Шукшина. Большинство книг издано Музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая, поэтому они щедро проиллюстрированы фотографиями, документами, сканами писем и дневников.
Мимо стенда "Алтай в трудах ученых и путешественников" проходит историк Бородаев, у него в руках на листке формата А-4 нервным почерком ученого записаны книжки, которые потом надо будет взять и прочесть. "Удивительно, – переговариваются за его спиной библиотекари, – я думала, он вообще все читал и все знает".
– Что здесь, по-вашему, самое интересное, Вадим Борисович?
– Ну, вот, например, собрание сочинений Потанина. Не знали про этот трехтомник? Сейчас еще больше удивитесь, когда увидите, где он издан, – на русском языке, но не в России, в России его так и не издали.
Раскрываем книжку, смотрим выходные данные: "Павлодар мемлекеттік университеті".
Реабилитация одного из главных деятелей сибирского областничества, крупнейшего ученого, возглавившего передовую демократическую интеллигенцию азиатской части Российской империи, а после на дух не принявшего большевистскую власть, тихо прошла в годы хрущевской оттепели. Потанин жизнь посвятил служению родной Сибири, гордо называл себя Гражданином Сибири, и многие считают, что его идеи о демократическом обустройстве региона актуальны и сейчас. Эх, болит сердце патриота, не пожалела бы я денег, чтобы купить эти книжки, весь Интернет обшарила – нигде их нету. Но спасибо братьям-казахам и краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова – все-таки мы сможем их прочитать.
Надо читать книжки
Конечно, многое из представленного на выставке хотелось бы получить в вечное владение. Ежегодные альбомы краевого Союза художников, милейшие старые брошюры вроде "ГТО шагает по Алтаю", детские книжки алтайских писателей – у всех же был "Степка приехал в Крутояр"? И сборники географических карт, и биографии прекрасных, великих людей, связавших свои жизни с нашим краем, мемуары наших космонавтов, актеров и музыкантов, великие педагоги от Штильке и Верещагина, изобретатели от Ползунова и Фроловых… Главное, что не надо рыться в каталогах, выискивая самое-самое, эту работу проделали за нас – приходите и читайте. Просто раскройте прекраснейшее, 1946 года издания "Путешествие в Тян-Шань" Петра Петровича Семенова, впоследствии Тян-Шанского. "Через неширокий Алей мы переехали 20 июня рано утром. От станции Калмыцкие Мысы, расположенной на реке Чарыш, я увидел впервые в синей дали Алтайские горы. Первым трем "сопкам", служащим предгорьями Алтая, казаки дали название: Воструха, Речиха и Игнатиха; за ними в действительно синей дали возвышается Синюха. Так как каждая из этих гор возвышается отдельно и не представляет сплошного хребта, то сибиряки называют их "сопками", хотя в них нет ничего вулканического".
– Вот здесь, в исторических корнях, какие-то наши репера, точки самоидентификации, – говорит Бородаев. – Надо читать книжки.
…На открытии выставки маленькую девочку попросили прочесть стихотворение про Алтайский край, и она прочла вот что: "Забродил в бочонке квас,/отцвела смородина./Есть у каждого из нас/ маленькая родина".
Факт
Ближайшие мероприятия книжно-читательской кампании: 13 сентября – мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы, 20 сентября – исторический час с В. Б. Бородаевым.