Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Шукшин бы тоже спел…

С каждым годом на Пикет все меньше приезжает простых поклонников творчества писателя. И все больше - "проповедников", "паломников" и "спасителей России"

Накануне дня рождения Шукшина люди опять собрались на Пикете. Они приехали в Сростки, потому что когда-то до слез хохотали над тем, как теща сидела в сортире и кричала: "Мой зять украл машину дров!". Потому что плакали, когда смотрели "Калину красную"… Люди собрались на Пикете, потому что Шукшин для них - больше, чем просто литератор. И в этот раз люди приехали поклониться памяти любимого писателя, но столкнулись с глупостью, мракобесием и шовинизмом.

"Алтай для меня - это Родина. А Родина - это Алтай"

Праздник начинался радостно и весело. "Слово главе администрации Алтайского края Михаилу Сергеевичу Евдокимову", - сказала ведущая. Все захлопали. Михаил Сергеевич подошел к краешку сцены, взял микрофон и неожиданно запел:

- Пылай по забокам, смородина,

Росистое утро, пылай!

Алтай для меня - это Родина.

А Родина - это Алтай.

Публика песню одобрила. Кто-то даже крикнул "браво!".

- Спасибо, - сказал на это губернатор. - Я уверен, что и Василий Макарыч с удовольствием спел бы вам песню. И, как говорится, был бы рад, что его земляки эти песни делают и будут делать впредь.

А потом Михаил Сергеевич произнес крайне лаконичную речь:

- Добро - это слово и понятие. И это добро представлял собой Василий Макарыч Шукшин. И спорить с этим просто не следует никому. И никто не сможет опорочить этих добрых мыслей у добрых людей. С днем рождения, Василий Макарыч, с праздником, земляки!

"Лечебный эффект для всей семьи"

В это время на окраине праздника шла торговля сувенирами, пивом, портретами Путина

(195 рублей штуку) и эзотерической литературой.

умоляла пожилую сельскую женщину блондинка с истерической доброжелательностью в глазах. - Вы просто не представляете, какой будет эффект: лучше хирургического вмешательства. Я эти стихи про себя читаю - так? А лечебный эффект получает вся семья! Вот что у вас болит? А у родственников? Можно вылечить любого родственника, несмотря на географическую отдаленность. Берете фотографию, вкладываете вот в эту духовную брошюру…

- Вы слышали про Анастасию? - "камлали" в другом углу. - Нет? И не читали книги Мегрэ? Да вы что! Как же вы будете организовывать экопоселения? Как будет происходить ваш духовный рост?

Сельские жители слушали эзотерических зазывал - кто недоверчиво ухмыляясь, а кто - охотно раскрывая кошельки. Сектанты очень удачно использовали день рождения Шукшина - вворачивали в рекламные спичи "нравственность", "правду" и продавали свои книжки - только шуба заворачивалась.

"Русские мужики в дозоре"

Где биоэнергетика и прочее мракобесие - там ищи патриота. Есть такая примета. Примета не подвела. Патриоты - кто в черных рубашках, кто с благообразными бородками - один за другим выходили на сцену и объясняли людям, о чем писал Шукшин "на самом деле". Что, собственно, он имел в виду.

Особенно буйствовал скульптор Вячеслав Клыков - заявленный борец с еврейскими организациями, один из авторов знаменитого "письма пяти тысяч". (Речь идет о письме генпрокурору, в котором авторы, в частности, убедительно просили запретить еврейские организации и запретить "носителям такой морали работать в СМИ и занимать должности на государственной службе").

радикальных призывов вроде "бей жидов" Клыков себе не позволял. Пафос его выступления сводился вот к чему: Пикет - не просто гора, это дозор, на котором сидят Русские Мужики и охраняют Русскую Землю от Сами-Знаете-Какого Врага. И каждый год 25 июля сюда приходят новые тысячи Русских Людей, чтобы хранить Русскую Землю под руководством Михаила Евдокимова:

- Спасибо губернатору - ведь вы выбрали этого губернатора. Вы. У вас есть лидер, братья и сестры! (Аплодисменты). Так защищайте его во всем. Не отдавайте на поругание московским, извините меня, овчаркам, которые только и знают, как захватить, приватизировать наши края.

Остальные "специалисты по Шукшину" на фоне Клыкова выглядели бледновато. В общем, клонили все они к одному: и рада была бы некая злая сила вырвать из сердца русского человека имя Макарыча, да не выйдет это у нее. И что люди (русские) собрались на Пикет не просто послушать писателя - они тут делают "духовную революцию снизу".

Удивительно, что каждый второй оратор решительно назначал себя представителем Шукшина: "Василий Макарыч сказал бы вам то же самое…". В эти моменты было смешно вспоминать, как поступали с такими вот умниками шукшинские герои: били тем, что под руку попадется, и приговаривали: "Карьеру на мне хочешь состроить, гад?"

Честное слово, лучше бы весь этот день на сцене выступал наш губернатор. Пел бы свои песни, читал бы деревенские монологи. Произносил бы загадочные поздравления… Вот это был бы праздник. А после выступлений некоторых наших столичных гостей на душе оставался неприятный осадок.

людей, которые собрались 24 июля на Пикете, куда больше оснований считать Шукшина СВОИМ писателем, чем у того же Клыкова. И не надо их учить, как трактовать шукшинские книги. И уж тем более не надо записывать нас всем Алтайским краем в борцы с Сами-Знаете-С кем.

Было очень стыдно, что все это происходило именно у нас. Там, на Пикете, собрались люди со всей страны - от Владивостока до Калининграда. И не все белокожие и с европеоидным разрезом глаз. Вот приятно им было слушать этот бред?

"Что бывает - то бывает"

Весь это черносотенский карнавал отвратил бы многих людей от Сросток раз и навсегда, если бы не было на Шукшинском празднике прекрасных, пронзительных и каких-то очень настоящих минут.

Когда, например, все встали, чтобы почтить память покойной сестры Василия Макаровича, Натальи Макаровны Шукшиной. Или когда люди оставляли у подножия памятника цветы. Или когда на сцену выходили сельские артисты в фольклорных костюмах и: "Он молод был, а я красой сияла-а, и думала, что вечно будет мой…" Песня лилась над землей, над травой, над кузнечиками, улетала в небо. И лица у людей делались грустными и нежными.

Вы замечали, что в Сростки все реже приезжают друзья и родные Шукшина? Что на Шукшинских чтениях остается все меньше собственно "чтений", - почти не звучат отрывки из произведений Василия Макаровича, воспоминания о нем? Что на Пикете продаются вовсе не его книги?

Нам есть что помнить. Есть за что любить свой край. И есть чем гордиться. Почему мы отдали наш любимый праздник воинствующим "национал-патриотам", которые сами порой не понимают, к чему зовут и за что борются? Почему мы позволяем использовать имя Шукшина в их политических играх?

Как говаривал наш губернатор: "Что бывает - то бывает. Бывает со всеми". Хочется думать, что это все ненадолго…

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии