Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Скончался художник Геннадий Борунов, которого называли павловским Ван Гогом

«...Может, самой сокровенной моей мечтой является желание оставить грядущему поколению наше время, запечатленное в красках», – записал в своем дневнике Геннадий Борунов. Он скончался 14 сентября, прожив по нынешним меркам долгую жизнь, 80 лет.

Творчество, родная земля, хлеб, земляки – вот чем заполнил ее художник. Искусствоведы называли его «бесспорно выдающимся художником нашего времени». В последнее время он тяжело болел. Не стало самого большого художника Алтайской земли... Светлая память.

Из дневников Геннадия Борунова*

«То время для сельского художника, каким являлся мой отец, было не самым хлебным. Народ бедствовал – было не до красоты, роспись церквей могла дорого обойтись, а революционные лозунги требовались от случая к случаю. Постепенно увлекся отец фотографией. Сначала смастерил самодельный фотоаппарат-«пятиминутку». Выходил в воскресный день на базар, и от желающих сфотографироваться отбою не было. <...>

В фотографии народу было много. И вот среди этого народа стал частенько появляться один «товарищ». Раз пришел, другой, третий, а вскоре, выждав, когда остались наедине, он обратился к отцу с просьбой: «Много у вас здесь людей толчется. Народ разный бывает. Нас кое-кто из посетителей интересует, так вот, мы вам этих людей покажем, а вы с таким человеком поговорите». Отца такой оборот дел изрядно напугал. Не в его характере было людей топить, а откажешься – самому головы не сносить... А через некоторое время отец исчез из дома. <...> Он, оказывается, скрылся из Павловска и работал в Березовке нынешнего Краснощековского района. Со всеми мыслимыми и немыслимыми предосторожностями ехали мы к нему...»

«Мы <..> слишком увлеклись сведением старых счетов... Ни Сталин, ни Берия ничего не могли бы сделать без помощи рядовых «винтиков», пытавшихся ценой чужой жизни решить шкурные проблемы. Из этих «винтиков» состояла громадная политическая машина, которая по своему усмотрению управляла страной, гнула ее то в одну, то в другую сторону, а если с гнутьем не получалось, то ломала через колено. Оглядываясь сегодня на то время, невольно удивляюсь тому, как это оберегла меня судьба от участия во всем этом».

«Сбылась моя мечта – получив полное художественное образование, вернулся я к своим землякам, вернулся переполненный творческими планами. Ведь творческую работу я рассматривал всегда как естественный процесс – рисовать то, что любо, близко, душе дорого...»

«Это дает внутренне удовлетворение, если работа попадает в солидный музей и она сохранится. Значит, и через сто, и двести лет и Кольцов, и Луночкин, и Бадаев, и Роза Сорокина (чьи портреты уже были написаны к тому времени) будут представлять свое непростое время, своих современников в далеком и непостижимом для нас мире наших потомков.

Да что там сто лет, все мои герои – люди 60-х, люди высокого долга, выносливые и трудолюбивые, уже и сегодня «смотрятся» в нашей истории. Нынешнее поколение и не так одевается, и не так мыслит, и техника та уже отошла. И мне порой думается, что мои земляки тех лет своим видом, своим неимоверно тяжким трудом начинают смахивать в глазах молодых на репинских бурлаков».

«Выставка открылась с помпой, шумно. В преддверии открытия художникам предоставили возможность посетить Шушенское для того, «чтобы проникнуться ленинской тематикой». <...> Посетили мы дом Петровых, где жили Ленин с Крупской. С трудом укладывалось в голове, что так жили в ссылке. Рядом с домом протекала река, и, когда она замерзала, Ленин с удовольствием катался на коньках. Но особенно сразил всех услышанный от гида рассказ, как однажды удачно поохотился Владимир Ильич. На реке Шуше, в ста метрах от дома Петровых, был длинный остров. И вот весной во время большого разлива Енисея стало тот остров заливать. Суши оставалось все меньше и меньше, и большое количество зайцев, для которых остров был излюбленным местом, сбежались на еще не залитый водой клочок земли. Увидев это, Владимир Ильич быстренько схватил ружьишко, вскочил в лодку – и к зайцам. Наколотил он их в упор столько, что едва не утопил лодку с богатой добычей. Очень этот рассказ резанул всех по ушам. Всем нам вспомнилось стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы». <...> В общем, не прозвучала для нас ленин­ская тема в Шушенском. Скорее, наоборот».

«Странно, сколько же трудолюбивых, талантливых людей оказались в нашем обществе невостребованными, не смогли реализовать то, что было отпущено им свыше».

*Дневники опубликованы в книге Михаила Шишина «Жизнь и живопись Геннадия Борунова», только что выпущенной издательским домом «Алтапресс».

Справка

Геннадий Федорович Борунов, живописец, заслуженный художник России.

В 1949 году окончил театральное художественно-техническое училище, в 1959 году – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина Академии художеств СССР. В том же году вернулся на Алтай. Участвовал в росписи Покровского собора в Барнауле. Основал в Павловске картинную галерею и подарил ей свои работы.

Произведения Г. Борунова находятся в собраниях России, в коллекциях за рубежом.

Имеет государственные награды. Лауреат премии Демидовского фонда Алтайского края, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Член Союза художников России.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии