Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

“Славгород мне снится...”

Режиссер культового фильма “Мусульманин” и картины “72 метра” родился и прожил десять лет в городе Славгороде Алтайского края. Учетный журнал средней школы №5 доказывает, что так оно и было. По нему Владимир Хотиненко поступил в школу в 1959 году, а выбыл из нее в 1966 в связи с переездом родителей.

- Наверное, он был средним учеником, - говорят в комитете по образованию г. Славгорода. - Его фамилия не встречается в списке отличников, которых каждый год отмечали похвальными грамотами. А может, записи тогда не делали…

- Вовка был очень способным учеником и учился всегда только на пятерки, - не согласна Ангелина Павловна Филатова, учившая будущего режиссера русскому языку и литературе.

Для нее Владимир Хотиненко - это не взрослый мужчина в очках и с бородой, которого периодически можно увидеть на экранах телевизора или на страницах модных журналов. Для Ангелины Павловны он так и остался худеньким мальчишкой в вельветовой курточке на замочке.

- Глаза у него лучистые-лучистые, - говорит учительница. - Они и сейчас такие же. А вокруг глаз Вовки были редкие конопушки. Но они не такие, как у всех, а красивые. Я таких больше ни у кого не встречала. И они выдавали, что сам он по характеру очень задорный и добрый.

- Мы с Вовкой жили на соседних улицах, - рассказывает Геннадий Кузьменко из Славгорода. - Постоянно вместе бегали на улице. Друг от друга не вылазили. У его родителей был деревянный домик в центре города. В их дворе я, Вовка и его двоюродный брат занимались спортом. Делали из свинца штанги и ядра, потому что тогда ведь в магазинах ничего не продавалось. Во дворе чертили мелом черточку и по очереди толкали ядро. А еще гоняли в футбол и на лыжах зимой бегали.

Учетный журнал средней школы №5 хранит сведения о том, что Хотиненко занимался физкультурой довольно успешно. Читаем: “За активное участие в общегородских лыжных соревнованиях на приз газеты “Пионерская правда” и в соревнованиях, посвященных Дню Советской Армии, учащимся, занявшим первые места в общекомандном зачете и показавшим высокие спортивные результаты, объявить благодарность”. В длинном списке этих самых учащихся находим и ученика 6 “Б” Хотиненко.

Ангелина Павловна Филатова вспоминает, что будущий режиссер выделялся не только своей ловкостью на уроках физкультуры, но и серьезным отношением к учебе. Он и четыре его друга были настоящими звездочками. Мальчишки постоянно крутились вокруг учительского стола, спрашивая учительницу обо всем.

- Вова никогда не был хулиганом,- говорит Филатова. - Он был очень рассудительным ребенком. Общаясь с ним, я понимала, что он очень много читает. Причем не из курса школьной программы.

Семья Хотиненко жила в небольшом домике в центре Славгорода. И отец, и мать Хотиненко работали на заводе кузнечно-прессового оборудования имени 8-летия Октябрьской революции. Папа был слесарем, а мать - инструментальщицей. Во время войны 14-летними подростками они пришли на завод, чтобы делать снаряды для фронта. Да так там и остались, не успев получить высшего образования.

- Жили очень бедно, как все в послевоенные годы. Мясо и масло только по праздникам, обстановка скудная. Но все члены семьи были очень аккуратные, - говорит Нина Васильевна Дмитрова, тетя режиссера. - Володька каждый день с особой тщательностью заправлял кровать. Натягивал шнурок и смотрел, чтобы края покрывала свисали ровно по этому шнурочку.

Нина Васильевна некоторое время жила вместе с семьей Хотиненко. Беды и радости семьи она переживала с ними.

- Помню, как папа Володьки купил лотерейный билет и выиграл мотоцикл. Счастье-то было! Гоняли на нем на рыбалку и по округе, наверное, с год. А потом Таня (старшая сестра Владимира) поступила в музыкальную школу. И ей потребовалось пианино, чтобы она дома могла репетировать. Так папа продал свой мотоцикл и купил инструмент. В детской комнате стояли две кроватки и шикарное пианино.

В школе, по словам Нины Васильевны Дмитровой, Хотиненко был “жутким правдистом”.

- Он на все имел свою точку зрения, свое особое мнение. Ладно бы еще сын интеллигента или военных. А то мальчик рабочих!

В 1966 году семья Хотиненко переехала в Павлодар. Но почти каждое лето дети Таня и Володя приезжали к своим родственникам и друзьям в Славгород. Общение продолжалось.

Кстати, после переезда в Казахстан Владимир Хотиненко отрастил длинные волосы. И никакие угрозы и просьбы учителей подстричься на него не действовали. За это его прозвали стилягой. Но парень не обращал внимания.

- Он много вообще не говорил, - добавляет тетя режиссера. - Делал свое дело и никого не слушал. Ему постоянно удивлялись.

После окончания Павлодарской школы Владимир Хотиненко решил поступить на юридический факультет Уральского государственного университета. Но не получилось. Вернувшись в Казахстан, будущий режиссер год проработал на тракторном заводе, а потом опять уехал покорять Свердловск. Поступил на факультет архитектуры. С третьего курса стал работать.

- По его проектам строили дома, а он еще учился, - не без гордости говорит Нина Васильевна. - Родители стояли в Павлодаре первыми в очереди на машину. Вовка накопил денег и выслал им. Так они самыми первыми в Павлодаре купили “пятерку”-“Жигули”!

После университета Владимира Хотиненко призвали в армию. Служил солдатом в Свердловске и случайно, в кино, познакомился с Никитой Михалковым, который привез в город свою ленту "Неоконченная пьеса для механического пианино". Для зрителей после сеанса была устроена встреча с режиссером. Хотиненко пришел на нее, разговорился с Михалковым и тот позвал его в Москву. Так запросто уроженец Славгорода стал сначала художником-постановщиком, актером, снимавшимся в эпизодах, а затем и режиссером.

- Однажды он собрал вещи в спортивную сумку, каких сейчас уже не продают, - вспоминает друг детства Геннадий Кузьменко, - и сказал, что уезжает в Москву, чтобы там снимать кино. Такой целеустремленный был. Больше мы его и не видели. Только по телевизору...

...Много лет назад будущая мать режиссера Валентина Хотиненко подошла к слепому нищему, который каждый день сидел у рынка города Славгорода. Девушка бросила мелочь в шапку мужчины, после чего он сказал ей: “У тебя будет двое детей. В них ты найдешь счастье. Дочь при тебе будет, а вот сын далеко пойдет”. Спустя несколько лет у Валентины родилась сначала дочь Татьяна, а через два года сын Владимир. Владимир Хотиненко, ныне известный кинорежиссер.

- Сейчас мы очень редко видимся с Володькой, - говорит его тетя. - Он постоянно на съемках. А еще ведь преподает режиссуру во ВГИКе, работает в собственной студии “Рой”. Он признается, что спит по три часа в сутки. Но я рада, что его жизнь сложилась именно так.

Из неопубликованного

Ангелина Павловна Филатова вспоминала об ученике Хотиненко довольно часто. Первый раз тогда, когда посмотрела фильм "Мусульманин". Прочитала в титрах, что режиссер картины - Владимир Хотиненко. "Неужели Володька?", - мельк-нуло в голове учительницы.

А в 1998 году она смотрела по телевизору программу "Пока все дома". Ее ведущий пришел в гости к: режиссеру Владимиру Хотиненко. Увидев его, Ангелина Павловна сразу же узнала своего ученика. Так сильно порадовалась за него, что написала на адрес передачи письмо, адресованное Хотиненко. В конверт она вложила фотографию 2 "Б", в котором учился адресат.

Ответ на свое письмо она получила только через два года. Он хранится у Анны Павловны до сих пор. Некоторые строчки из него предлагаем вашему вниманию.

"Огромное спасибо Вам за фотографию. Господи, как это было давно и как недавно. Грустно от того, что не могу вспомнить ИМЕННО этот день. Да и не всех опознаю на этой фотографии. Кого-то помню очень хорошо (и даже частенько вспоминаю), о большинстве воспоминания очень смутные.

Город Славгород часто снится мне. А лет шесть тому назад я даже заезжал (вернее, проезжал) ненадолго. Но, честно говоря, я опасаюсь разрушить те образы и ароматы детства, которые для меня в теперешней жизни имеют огромное значение. И потому постоянно оттягиваю свой обстоятельный приезд. Знаете, как у Шпаликова, "по несчастью или счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места". В памяти все это хранится надежнее и не девальвируется. Но человек предполагает, а Господь располагает.

Мне уже 48 (письмо датировано 2000 годом. - Прим. авт.) лет, и о каких-то вещах я могу говорить достаточно определенно. И, в частности, о детстве вообще и, в частности, о своем. Так вот, на сегодняшний день мое детство и все, что с ним связано, превратилось в сон, желаемый и сладкий. Его хочется смотреть, пить маленькими порциями, а не поглощать залпом. Что я и пытаюсь сделать.

Храни Вас Бог и до встречи. Ваш Владимир Хотиненко."

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии