Насколько сериал удался, покажут рейтинги, а я хотел бы пригласить всех читателей altapress.ru на встречу с книгами, по которым снят этот сериал.
"В лесах" и "На горах" Павла Мельникова (Андрей Печерский – творческий псевдоним) – это удивительный памятник той России, которой не было места в советских учебниках. России, которая никак не попадает в штамп страны рабов, страны крепостников и крепостных. "В лесах" - это история из "дореформенных" времен 40-50 годов XIX века, но там нет ни одного крепостного.
Главный герой книги – Патап Чапурин – крестьянин. Ну да, он на самом деле был купцом, но писался по крестьянству. Но и вокруг него живут крестьяне. Не крепостные. Они работящи и предприимчивы. Работают на полях, занимаются промыслами, торгуют. Они вовсе не те забитые деревенские люди, о которых так много писали другие писатели-демократы, ровесники Мельникова. Они не привязаны намертво к своим деревням, они работают или торгуют по всей стране. И купец-крестьянин Чапурин, который "в кулаке всю округу держит", вовсе не сельский мироед, а уважаемый и щедрый работодатель.
Там описана совсем другая Россия – Россия бизнеса, Россия дела. Люди не "выживают", они живут гордо. Даже ограбленная начисто семья ищет выход в работе. Они работают и что-то предпринимают. И добиваются успеха.
Да, не обходится в той России и без обмана, без зла. Но это жизнь, она разная. Главное в другом, главное в том, что такой нашу страну вам не показывал никто. Это удивительная страна. И это вовсе не Россия после промышленной революции, это реликт старой Руси. Это история про Керженец, про то, как там велись староверами дела исстари (а они ведь были "староверами" не только в делах веры, но и в повседневной жизни тоже держались "старинки).
Отдельно советую обратить внимание в романах и повестях Мельникова на взаимоотношения чиновников и деловых людей. Бизнес-схемы смычки власти и денег порой весьма напоминают современные.
В общем, возьмите книги этого автора, почитайте хотя бы ради того, чтобы знать, что не вся Россия жила, как у тургеневской матушки в имении.
Кстати, а знаете, сколько всего было крепостных в описываемый Мельниковым период? 28 процентов. Это очень много. Но остальные 72 процента были свободными. И остальные как-то ведь жили. Какая-то их часть владела крепостными. Но большинство-то не входило ни разряд крепостных, ни в разряд их хозяев. А вот писали о таких людях крайне мало. Вот почему стоит "узнать" у Мельникова о незаслуженно забытых барами-писателями свободных русских.
Кстати, у Мельникова прочитал удивительную вещь – слово "захребетник" означало крепостного крестьянина, купленного крепостным крестьянином на имя барина, чтобы этот самый захребетник выполнял барщину за купившего его. Смысл такой странной покупки? А хозяин "захребетника" занимался бизнесом, и выкупить самого себя ему было дороже, чем купить заместителя. Вот так еще бывало в той "совсем другой России".