Как бы ни мечтали о метро жители Барнаула, каждый день страдающие в пробках, – его в краевой столице нет. А вот сайт о местном метрополитене существует уже шестой год. Продуманный дизайн и навигация, свежие новости, обновляемый раздел вакансий, виртуальный музей и даже метро-побратимы – все это видят удивленные жители края, когда впервые попадают на barnaul-metro.ru. Корреспондент газеты "Маркер Экспресс" Анастасия Голенок решила выяснить, какое будущее ждет воплощенную фантазию 28-летнего блогера, журналиста и редактора Данила Чурилова.
Магистр метростроя
Барнаульское метро Данил придумал и развивает в одиночестве.
– Когда очень долго стоишь в пробке, появляется мысль: "Вот бы сейчас поехать на метро!". Лет шесть назад я нарисовал от скуки небольшую схему метро, предположив, какие станции могли бы быть в городе, где бы они находились, как бы проходили линии.
Получилось настолько достоверно, насколько это вообще возможно. Барнаульский "метростроевец" совсем не дилетант – он магистр географии и примерно представляет, по каким законам проектируют метро.
– Появилась схема – появилась и идея создать небольшой сайт в качестве первоапрельской шутки. История разошлась по местной блогосфере, попала в местные СМИ, после чего я понял: идею нужно развивать, раз она так всем нужна.
Чурилов не только нарисовал схему линий, но и описал целую историю создания метро с "историческими" фотографиями и документами. На сайте можно найти изображения "старинных" и "современных" жетонов и билетов, нарисованных Данилом. Сайт настолько достоверен, что многие искренне верят в существование Барнаульского метро.
– У меня были случаи, когда москвичи спрашивали по электронной почте, до скольких работает метро и можно ли на нем доехать от аэропорта в центр города. Приходилось признаваться, что это шутка.
Обман всероссийского масштаба
Выдуманное метро есть не только в краевой столице. В рунете существует целая субкультура создания и поддержки сайтов несуществующих метрополитенов, очень реалистичных и правдоподобных. Эту фантазию воплотили в Липецке, Калуге, Набережных Челнах, станице Кореновск, Омске, Красноярске, Караганде. Один из российских порталов даже составил рейтинг городов, где метро существует только в интернете. Барнаул занял в топ-10 почетное первое место.
Барнаульцы и небарнаульцы с удовольствием включаются в этот веселый театр абсурда. Их комментарии на сайте и в официальных группах метрополитена в соцсетях достойны внимания не меньше, чем сама выдумка.
"В новогоднюю ночь особенно понравился салют. Казалось бы, как в метро такое возможно, но ничего, справились! Хотелось бы сказать особенное спасибо девушкам в униформе Снегурочек, разносившим шампанское в 24.00. Где можно узнать телефон той Снегурочки, которая работала в вагоне 2258 с 24.00 до 2.30 1 января – светленькая такая?"
Однако не все разделяют восторг по поводу фиктивного метро. Многие искренне недоумевают, зачем Данил тратит время на обманный сайт. Розыгрыш барнаульского метростроевца привел в бешенство жительницу Нью-Йорка Ульяну Лобанову-Ростовскую. Она сообщила, что обратилась к Владимиру Путину с просьбой разобраться с создателем сайта, называя его "обманом всероссийского масштаба". "Я и моя коллега собирались навестить Барнаул, она плакала от счастья за свой родной город, который так разительно поменялся. И, поверьте, осознание чужого сарказма у нее смеха не вызвало".
К подобным высказываниям Данил и его единомышленники относятся с юмором. С момента обращения Ульяны прошло уже три месяца, а Барнаульский метрополитен все еще функционирует. И каждый "пассажир" знает, почему многие думают, что подземки в краевой столице нет.
– Метро находится под землей! Оно доступно только местным жителям. Секрет, как в него попасть, передается из уста в уста от предков, спросите своих бабушек и дедушек.
Метро в Барнауле быть!
А ведь внимательный пользователь может догадаться, что Барнаульский метрополитен – фикция. Согласно сайту, открылось наше метро аж 22 апреля 1974 года, и с тех пор только растет. А чего стоят новости, которые публикует Данил Чурилов!
"Метрополитен принял меры в связи с аномальными морозами. Как заявил представитель дежурной диспетчерской, они "не отметили ни одной аварии в журнале происшествий, так как паста в шариковых ручках замерзла и отогреть ее не получается".
В разделе "Вакансии" можно увидеть, что в нашу подземку ищут попрошайку и кальянщика для работы в отделе развития и планирования. Кстати, проезд в метро не дорожает, а дешевеет с каждым годом. Сейчас один жетон стоит 8 рублей.
Власти города о шутке знают и относятся к ней благосклонно. Главный архитектор Сергей Боженко, увидев план впервые, назвал его вполне профессиональным и посоветовал построить кольцевую. Через некоторое время Данил сообщил о появлении этой линии.
– У барнаульского метрополитена существует свой перспективный план развития, принятый несколько лет назад. По нему и строим.
Похвалил Данила и лидер группы "СерьГа" Сергей Галанин. Он "посетил" наш метрополитен во время гастролей и остался доволен увиденным. Как бывший метростроевец, он отметил, что песчаные почвы Барнаула не являются большой проблемой для реального строительства тоннелей.
Легенда, живущая столько времени, уже вряд ли сможет исчезнуть. Данила часто спрашивают, не желает ли он расширить границы своей выдумки.
– Все упирается в вопрос времени. Было бы в сутках 48 часов, можно было бы все успеть. Лучшее решение – открыть бар в стиле Барнаульского метро. Выкупить полуподвал, поставить туда эскалатор, продавать жетоны на вход, оформить это как вагон метро, официантов в форму одеть. Посетителей будет как в час пик на Невском проспекте. Разбогатею – может быть, и открою.
Справка
Согласно сайту Барнаульского метрополитена, в подземке функционируют 37 станций, еще несколько находятся в стадии проектирования и строительства. В данный момент в городе действует пять линий метро – Ленинская, Октябрьская, Павловская, Власихинская и Кольцевая, общая длина которых равна 47 км. Юбилейная линия проектируется.