Два лагеря: «Скандинавка» против «Европейки»
Первое и главное решение, которое предстоит принять – выбор между двумя типами зимних шин: скандинавским и европейским.
-
Скандинавский тип (шипованные и нешипованные «липучки»). Эти шины разработаны для суровых зим с постоянными снегопадами, гололедом и низкими температурами, которые характерны для большей части России. Узнать их можно по агрессивному, часто асимметричному рисунку протектора с множеством ламелей (тонких прорезей). Эти ламели «сцепляются» с снежной кашей и льдом, как щупальца, обеспечивая выдающееся сцепление на заснеженных и обледенелых дорогах. Шипованные модели дополнительно получают металлические шипы для работы на гололеде.
-
Плюсы: Максимальная безопасность на снегу и льду, уверенный старт и торможение в самых сложных условиях.
-
Минусы: Более высокий уровень шума на асфальте, несколько повышенный расход топлива, менее четкое управление на сухой и мокрой дороге по сравнению с европейским типом.
-
-
Европейский тип (нешипованные). Эти шины созданы для мягких зим Западной Европы, где преобладают мокрые дороги, дождь со снегом и температура около нуля. Их протектор более жесткий, с меньшим количеством ламелей, но с развитыми дренажными каналами для эффективного отвода воды и предотвращения аквапланирования.
-
Плюсы: Отличная управляемость и короткий тормозной путь на мокром и сухом асфальте, комфорт и низкий уровень шума.
-
Минусы: Катастрофически теряют эффективность в глубоком снегу и на льду. Не подходят для большинства регионов России, кроме южных областей, где зимние осадки – редкость.
-
Вердикт для России: Для подавляющей территории РФ, за исключением, возможно, Краснодарского края и Крыма, единственно верным выбором является скандинавский тип шин. А вопрос «шипы или липучка?» решается индивидуально.
Шипы или «липучка»: вечный дилемма
-
Выбирайте шипы, если: Вы живете в регионе, где зимой дороги большую часть времени покрыты льдом или укатанным снегом. Вы часто ездите за город, по трассам, которые чистят неидеально. Шипы дают решающее преимущество на гололеде.
-
Выбирайте нешипованную «липучку» (фрикционную резину), если: Вы преимущественно городской житель, а ваши улицы регулярно и качественно очищаются от снега. В городе асфальт часто оголяется, и здесь «липучка» будет комфортнее и тише. Современные модели premium-класса по эффективности на укатанном снегу почти не уступают шипованным, но на льду разница все же ощутима.
Не просто надеть, а правильно эксплуатировать: советы для разных условий
Купить хорошую резину – полдела. Важно понимать, как она ведет себя в разных погодных условиях.
-
Гололед (черный лед). Самое опасное состояние. Даже шипы могут не спасти, если не соблюдать дистанцию и скорость. Главные правила: плавность и предсказуемость всех действий. Резкое торможение, крутой поворот руля – верный путь к потере контроля. На «липучке» дистанцию нужно увеличить вдвое, а скорость снизить до минимума. Тормозите прерывисто или используйте торможение двигателем.
-
Снежная каша и сугробы. Здесь раскрываются сильные стороны «скандинавок». Глубокий протектор легко «вгрызается» в снег. Но помните о риске застрять. Двигайтесь на низкой передаче, без резких ускорений, чтобы не буксовать. Если колеса забуксовали – попробуйте тронуться со второй передачи или раскачать автомобиль (вперед-назад).
-
Мокрый асфальт и слякоть. Слабое место шипованной резины. Вода размягчает лед и асфальт, шипы теряют надежное сцепление. Увеличьте дистанцию, будьте осторожны в поворотах. «Липучка» и, особенно, «европейский» тип здесь чувствуют себя увереннее.
-
Сухой зимний асфальт. Кажется, что здесь можно расслабиться, но это не так. Зимняя резина мягче летней, поэтому пятно контакта «плывет». Это значит, что реакции автомобиля становятся немного задумчивыми, а тормозной путь длиннее, чем на летней резине при плюсовой температуре. Стиль вождения должен быть спокойным и прогнозирующим.
Полезные советы автомобилистам
-
Своевременная «переобувка». Меняйте шины, когда среднесуточная температура опустится ниже +5...+7°C. Не ждите первого снега – на летней резине в таких условиях вы уже в опасности.
-
4 одинаковых колеса. Для равномерного и предсказуемого поведения автомобиля все четыре шины должны быть одного типа, производителя и степени износа.
-
Контроль давления. Холодный воздух сжимается, поэтому с наступлением морозов давление в шинах падает. Регулярно проверяйте его и поддерживайте в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.
-
Скоростной режим. Для шипованной резины в первые 500 км рекомендуется не превышать скорость 80 км/ч для обкатки и лучшей посадки шипов.
-
Хранение. Летнюю резину храните в чистом, сухом и прохладном месте, желательно в вертикальном положении на специальных стеллажах или в чехлах.
Выбор зимних шин – это инвестиция в вашу безопасность. Не экономьте на том, что стоит дороже денег – вашей жизни и жизни ваших близких. Внимательно оцените условия эксплуатации, выбирайте проверенных производителей и помните: даже самая лучшая зимняя резина не отменяет главного – ответственности и здравого смысла за рулем.