Оглядываясь назад
– Дочь собиралась стать психологом, но в последний момент пошла на подготовительные курсы в академию культуры. Мы даже не слышали, что это будет "золотухинский курс", – вспоминает Тамара Павловна, мама Оли Ульяновской. – А когда узнали, Оля сказала: "Я вам всем докажу". Вот она и доказывала четыре года день и ночь, в шесть часов утра вставала, к восьми уходила на занятия, возвращалась к десяти-одиннадцати вечера, ночевала в театре.
– О будущем не буду говорить – это мечта, – говорит выпускник, актер Молодежного театра Алексей Межов. – Но сначала будет "Наташина мечта" (эту пьесу Межов будет ставить в следующем театральном сезоне на сцене МТА). Мы жили и учились четыре года и не замечали, как много всего хорошего вокруг. Сейчас оборачиваюсь назад, а оказывается, кроме соплей, пота и слез, – было так здорово, весело. Я, поступивший на этот курс, и я выпускник – два разных человека. Если бы сейчас я сидел в экзаменационной комиссии, то не взял бы Межова в актеры. Я не понимал, куда пришел, не понимал, что такое театр. Пришел, потому что математику не надо было сдавать.
Первый раз я вышел на сцену на первом курсе. Сидел в каморке, где студенты-актеры обычно едят. Подходит наш мастер Геннадий Васильевич: "Леша, иди сюда, я тебе аппетит испорчу". Как раз ставили "Ревизора" с Золотухиным в роли городничего. "Тебя хотят в „Ревизора“ взять на эпизодик", – говорит Геннадий Васильевич. Тогда я испытал все: и страх, и радость, и… много разных эмоций. А в спектакле мне нужно было раскатывать дорожку и сказать пару фраз. На первой репетиции с Золотухиным меня что-то спрашивали, а я жутко заикался и ничего вразумительно сказать не мог….
Коньяк на память
В день выпускного на вечернем застолье мастер курса Геннадий Старков достал "из-за кулисья" бутылку армянского коньяка, на которой четыре года назад оставил свои автограф каждый из "первенцев". Так они договорились – сохранить и распить на выпускном. "Геннадий Васильевич, неужели сохранили?!" – "Вы бы знали, как это было сложно!"
В этот вечер всем прощалась излишняя сентиментальность, а эмоции били через край.
– Я не представляю, что было б, если бы я пошел учиться, допустим, в политех. Четыре года в академии я занимался не тем, чем надо, а тем, чем хочу. Сегодня я могу сказать, что я выбрал свою профессию, – говорит Кирилл Фриц, выпускник, актер МТА. – В первой моей премьере – это спектакль "Боль о деревянном человечке" Сюзанны Ооржак – я играю Пиноккио три года подряд. Когда мой герой возвращается к папе Карло, который говорит: "Смотрите! Что это?" – я в ответ произношу такую фразу: "Это наш театр! И это лучше всякого золота!" Я это говорю про наш театр, и он правда такой.
Геннадий Старков,
преподаватель Алтайской государственной академии культуры и искусств:
То, что делает Валерий Сергеевич Золотухин и для театра, и для ребят, это очень много. Мне повезло, что я общаюсь с таким человеком, и мы обмениваемся опытом и своими взглядами на некоторые вещи. У Валерия Сергеевича мощный актерский опыт, ему есть что передать актерам, куда направить, от чего предостеречь, потому что жизнь в театре сложна и непредсказуема.
Справка
22 человека были зачислены на первый курс. Выпускниками стали 16 дипломированных специалистов.