Завсегдатые концертов Розенбаума сомневались по поводу очередного аншлага, которым сопровождается каждый концерт Александра Яковлевича. Стоимость билетов была как никогда высока 600-1500 рублей. Но к счастью, перед тем как начать петь, Александр Розенбаум вновь сказал: "Спасибо, барнаульцы, за аншлаг".
В первых рядах зала сидели многие VIP-персоны Барнаула и края. Среди них - генеральный директор ОАО "Алтайвагон" Сергей Хачатурян, и глава администрации Центрального района Сергей Сытых с семьей.
Со сцены Александр Розенбаум предупредил зрителей: "Не подумайте, что вы увидете нового Розенбаума, я с этого начинал". Зрители не сразу догадались о чем речь. Но вот когда Розенбаум спел да и еще и станцевал на пару с Николаем Рязановым настоящий рок-н-ролл, для многих это стало открытием. Публика просила повторить. Четыре раза.
Антракт Александр Яковлевич объявил своей старой хохмой: "Дольше меня может только..." Кто-то из зрителей продолжил: "... Кобзон". Розенбаум добавил: "Точно. Я занимаю второе почетное место по концертам вживую после Иосифа Давидовича".
В Барнаул все музыканты, кроме Розенбаума, прилетели из Омска. А сам Александр Яковлевич - из Москвы. После концерта в Омске ему пришлось лететь в столицу на запись двух песен для концерта к 8 Марта. Но никакого намека зрителю на усталость. Три с половиной часа с полной отдачей - работа. О двадцати пяти часах без сна, проведенных ногах, узнали только журналисты, на общение с которыми Александр Розенбаум отвел 40 минут.
"От своих слов никогда не отказываюсь"
- Александр Яковлевич раньше на сцене были только два Александра - Розенбаум и клавишник Александр Алексеев, а сегодня вы пели в сопровождении еще пяти музыкантов. Теперь это ваш постоянный состав?
- Вообще, постоянного в этом мире ничего не бывает. Но я думаю, что теперь долгое время буду работать с этими музыкантами. Мне это интересно сегодня. Может быть, завтра мне будет интресно работать не с пятью музыкантами, а с пятьюдесятью пятью. Но для этого надо иметь желание и возможности.
Когда ты приглашаешь работать музыкантов, ты должен быть ответственным человеком и подменять собой советскую власть, потому что она нас раньше всех кормила. Мы могли уезжать всем коллективом в составе сто человек на гастроли, а филармония платила всем зарплату, перевозила аппаратуру и инструменты и оплачивала гостиницу. Сегодня все это мы делаем сами. Поэтому, когда ты берешь коллектив, то отвечаешь не только за них, но и за их семьи. Это большое финансовое бремя. Раньше не мог его себе позволить, сегодня могу.
- К слову о власти, только не о советской. Еще в своей книге "Бультерьер" вы говорили, что политика - не ваше дело. Чем объяснить ваше вступление в ряды "единороссов"?
- Я долго думал над этим. Я не отказываюсь ни от одного своего слова. Когда я шел в Думу, я предупредил всех своих товарищей, начальников, общественных, политических деятелей о том, что я свою концертную работу бросать не буду. Но я иду туда заниматься не политической деятельностью, а, скажем так, общественной. Я не собираюсь влиять на решения Международного валютного фонда, есть компетентные люди, которые этим занимаются. Но есть понятия, такие, как культура, спорт, армия, флот, - это сферы, в которых я разбираюсь и в которых я хочу сделать то, что я хочу сделать. Вы можете быть пятикратным любимцем народа, шестикратным народным артистом, но будучи, не хотелось бы говорить при власти (какая-то неправильная и противная фраза), у властных рычагов, ты можешь сделать гораздо больше для людей, нежели просто стоя на сцене. Понятно?
- Как на это отреагировал ваш не менее знаменитый земляк, уже обсуждали с Владимиром Владимировичем какие-то вопросы?
- Конечно, уже был разговор, и не один. Поймите, что этот шаг - он очень ответственный, для многих, наверное, спорный. Лично для меня он очень тяжелый. Единственное, чего я добился, это точно совершенно, - абсолютного отсутствия выходных дней в последнее время. Если раньше у меня были выходные дни между концертами и гастролями, то сейчас эти выходные дни уходят на Думу. Как только почувствую, что где-то что-то не успеваю, то я буду выбирать. Я не люблю дилетантов. Потом мне не надо квартиры в Москве, я не гонюсь за личным автомобилем - у меня все это есть. Зарабатываю на концертах я больше, чем депутат. Корыстных интересов у меня нет. Поэтому, когда я стану выбирать, выберу в любом случае творчество.
"Второй "Гоп-стоп" мне не написать"
- Александр Яковлевич, знаю, что в 2000 году вы написали песню, посвященную президенту Путину, а в 2002 году в одном из интервью сказали, что "песня не пошла"...
- Да, я написал два куплета и закончил с этим. Ни к чему. У меня был просто горячий отклик на некоторые моменты в нашей жизни, а потом он как-то сам по себе улегся во мне. Я перестал заниматься публицистикой. Люди устали, люди хотят чего-то светлого, а публицистика светлой бывает редко. И потом у меня уже возраст... Ни в коем случае я не подчеркиваю, что я старый или пожилой человек, говоря о возрасте. Ни в коем случае. Но уже хочется посмотреть по-доброму на многие вещи. А публицистический запал оставить более молодым людям.
- Полагаясь на собственные ощущения, можете сказать, есть ли сегодня в вашем репертуаре такая песня, которая будет столь же популярной, как "Гоп-стоп", написанная за 15 минут на кухне больше двадцати пяти лет назад?
- Нет, такой песни у меня и быть не может сегодня. Я глубоко убежден, что "Мы еще живы", помните я спел. "Гоп-стоп" - это шлягер. Я нормально отношусь к этому слову, его испохабили и думают, что шлягер - это нечто дешевое. Нет, это популярная мелодия. "Страсти по Матфею" Вагнера - это шлягер, "Реквием" Моцарта - это шлягер. У меня не может быть такого шлягера, как "Гоп-стоп", сегодня в силу того, что мне 52 года и в силу того, что сегодня 2004 год, а не 1974 год.
Сегодня мой шлягер - это "Мы еще живы" (песня, которой Александр Розенбаум завершил концерт в Барнауле. - Прим. авт.). Я начал его петь, и зрители сразу захлопали. Он другой, более философский, он не о Лене Пантелееве, не о Бене Крике. Такой песни нет и быть не может по определению. С одной стороны - жалко, конечно, хочется написать второй "Гоп-стоп" или второй "Вальс бостон", или второй "Черный тюльпан". И писать до гробовой доски. Кстати, о песне "Марш музыкантского спецназа" (зрителю она больше известна под названием "Я обожаю расстреливать город". - Прим. авт.) - это супершлягер.
- По вашему же выражению, вы "пригласили к себе на кухню" Чака Берри или он сам выразил желание с вами спеть? Это же ваша давняя мечта.
- Конечно, же я пригласил его на гастроли, лично с ним разговаривал. Я счастлив, что мог при его жизни (потому что он очень пожилой) привезти Чака Берри в Россию. Ну а для меня спеть с ним два концерта в Москве и один в Питере - это было чем-то фантастическим.
- Пару лет назад вы подарили нашему земляку Виталию Гасаеву несколько своих песен...
- Да, он обратился ко мне: "Можно, Александр Яковлевич?" Я сказал: "Да, пожалуйста". Он хороший парень. Очень хорошо спел мои песни. Для чего композитор, поэт пишет? Для того, чтобы его песни исполняли, слушали.
Анастасия МАСИБУТ.