Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Тайна кая

В XIX веке так описывалось выступление теленгитского кайчи: "Певцу дали в руки топшур. Первые звуки были тихи, слышались только гласные, но вот он воодушевился и запел. Он пел низкой октавой, мерным темпом, то усиливая голос, то затихая до выразительного шёпота: нервы его напрягались всё более и более. Вся песнь без отдыха велась 4 часа с минутами, но в первый день всё-таки не была окончена. Это была былина об Алтае-Буучае, богатая чисто эпическими красками".

Как поют кайчи

Наиболее распространённый стиль горлового пения на Алтае - это низкий стиль хатхара (кыргыраа) - особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряжённостью отличаются средний кхомей и высокий сыбыскы - стили горлового пения, представленные на Алтае. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения. Одно из главных условий признания сказителя как кайчи - его способность петь героическое сказание от начала до конца горловым пением под аккомпанемент двуструнного щипкового инструмента - топшура. Обучение искусству кая начинается с ранних лет.Гомер нашего времени

В Усть-Канском районе Горного прошёл праздник, посвящённый 80-летию знаменитого кайчи Алексея Григорьевича Калкина.

На огромной сцене три сына Калкина встречали 11 богатырей. В районе 11 сёл, и каждое село представляло своего богатыря. Под причудливыми облаками звучал священный героический эпос. После начались песенные конкурсные состязания. На большой этнический праздник приехало много гостей, среди которых были гости из Монголии, заместитель министра культуры Киргизии.

Перед праздником в Ябогане любовно отремонтировали музей почитаемого сказителя: перекрыли крышу. Вскоре в доме отца поселится Ельбек, единственный из троих сыновей Калкина, который стал сказителем - кайчи.

- Когда-нибудь мы будем гордиться, что жили в одно время с Калкиным, - говорит доктор философских наук Михаил Шишин. - Нам сейчас не дано увидеть его масштаб. Как Сократ, как Гомер. Это не совсем искусство, не совсем музыка. Это нечто большее.

Говорят, Калкин не просто пел про героических богатырей, он видел их и разговаривал с ними.

По словам Шишина, кайчи Алексей Григорьевич был провидцем.

- Он абсолютно видел человека, перед ним нельзя было играть, он сразу видел душу. Всё, что мы прячем под хорошую гримасу. Бывали случаи, когда к нему съёмочная группа приезжала, а он отказывался петь: нельзя, среди вас плохой человек.

- Однажды мы к нему пришли с другом-археологом, - продолжает Шишин. - Принесли ему копии наскальных рисунков. Он, плохо видящий, посмотрел на них и говорит: "Это ещё железа не было”. Мы с другом переглянулись. А потом и вправду выяснили, что это был бронзовый век.

- В нём самом фальши не было никогда, - восхищается Шишин. - Не забуду, когда был его юбилей в селе Паспорту Улаганского района. Я видел, как он в буквальном смысле слова ожил, когда стали подъезжали к его Родине, ещё на Семинском перевале ему было тяжело, а ближе к Паспорту он начал рассказывать с блестящими глазами.

Фантастический взрыв

- Но тогда он был один кайчи, - продолжает Шишин. - А сейчас фантастический взрыв какой-то. В прошлом году я был на собрании сказителей в Улаганском районе. Это было историческое событие. Если бы Алексей Григорьевич был жив, он был бы ужасно рад, что теперь такое количество сказителей.

Там, в Улагане, мальчики с топшурами внимательно слушали взрослых кайчи. Сегодня в Горном есть мальчики, которые поют кай. Руководитель ансамбля Владимир Кончев организовал ансамбль из мальчиков, которые учатся каю. Я слышала их пение на юбилее национальной библиотеки. Это довольно странно-величественно и даже несколько жутковато- слышать грозный голос Алтая из детских уст. Говорят, Александ Григорьевич Калкин тоже начал петь кай с девяти лет.

Но мальчики, по словам специалистов, это еще не кайчи. Кайчи - это зрелость, толчок в мировоззрении. Кай невозможно переложить на какую-то систему современной музыки. Это не музыка-мистерия. Тот же топшур здесь не музыкальный инструмент. Кайчи перед каем произносит: “Топшур, брат мой, друг мой, ты должен мне помочь”. Пока душа сказителя не соединится с душой топшура, ничего не произойдет. Кайчи - человек, который низводит небесное до земного. Не случайно на Алтае есть красивое сказание: "Когда кайчи поёт, дух Алтая сам приходит и слушает в образе маленькой девочки”.

Кай, по словам Шишина, - это род молитвы, сакрального акта. Поют его в основном мужчины. Потому что, исполняя горловое пение, ты жертвуешь собой. У кайчи бывают проблемы со слухом, зрением, потому есть табу для женщин на этот труд.

Один из исполнителей кая - Аржан - рассказывал, что в детстве он сильно болел, а потом в лесу встретил старца в белом. Это был дух хана Алтая, который призвал его исполнять кай. Аржан, как и многие начинающие кайчи, ездил к Алексею Григорьевичу Калкину и получил его благословение.

Алтайский кай, по словам специалистов, очень сильно выделяется целостностью, глубинностью, его истоки дальше, чем у скифов. Алексей Калкин красиво говорил: “Видимый Алтай - это не настоящий Алтай. Настоящий - верхний”.

Кай не всегда можно исполнять. Есть определённые запреты, связанные со звёздными знаками, лунными состояниями. По словам Михаила Шишина, горловое пение благотворно действует на здоровье слушателя. Какое-то омовение происходит, что-то как бы слетает. Ясней чувствуешь, что такое Алтай, Белуха, Катунь.

- Сегодня необычный всплеск кая, интереса к нему, - говорит Михаил. - Мы столкнулись с явлением, которое нельзя не замечать и понять которое сейчас сложно. Лягушку можно расчленить, но ведь это не добавит понимания жизни как таковой.

Народные сказители

Алтайские кайчи - почитаемые в обществе люди. Они приглашались на празднества и свадьбы, знаменательные события. В село, где появлялся сказитель, съезжался народ не только из ближайших мест, но и из отдалённых районов. Кайчи были также почётными гостями охотников, которые видели в них человека, способного говорить с Хозяином тайги, со зверями. Перед выходом охотников на промысел кайчи исполнял эпическое сказание, обращаясь к Тайга ээзи, Духу тайги, который одаривал сказителя за исполнение героического сказания.

В материале использованы отрывки из книги А. Калачёва "Былины об Алтае-Буучае". - 1896).

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии