Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Тающая масса

Может статься, что истинное значение фестиваля «Киноликбез», который завершился на днях в Барнауле, нам еще предстоит оценить, но кое-что очевидно и сейчас, пока не успел остыть проектор.

Фестиваль этот, как и любое художественное явление (в том, что это именно явление, сомнений нет), я считал бы удачей уже потому, что он выявил «современное положение вещей, зафиксировал внимание на контексте», пользуясь выражением теоретика искусства Бориса Гройса.

Кино на «Ликбезе», разумеется, было очень разным, но имело одну общую черту — оно бесконечно далеко от зрителя. Даже до ограниченного проката не дошел или не дойдет практически никто из участников. В зале галереи «Республика ИЗО» в один из дней фестиваля было человек двадцать, и если потом что-то из программы по всему миру посмотрят еще два раза по столько зрителей, я буду удивлен.

За редким исключением далеко оно и по своей фактуре. О том, как выглядит наше независимое кино, проговорился председатель жюри критик Кудрявцев. Либо это птичий киноязык, либо смертная скука, что часто одно и то же. Даже главного призера фестиваля, очень красивую документалку «Дыхание тундры», вряд ли кто-нибудь будет пересматривать. А ведь такого кино действительно завались (снова по словам Кудрявцева, сегодня снимать может каждый), о чем до фестиваля я как-то не задумывался.

То есть он лишний раз продемонстрировал нам почти полное отсутствие в стране достойного массового продукта для зрителя, который справедливо не хочет больше видеть Галустяна, но и разгадывать бесконечные шарады эрудированных режиссеров ему некогда. Мне кажется, что наличие этого продукта — один из косвенных показателей здорового общества. Представьте, что из книг издавались бы только Джойс и Гольдштейн и с ними серия боевиков про какого-нибудь Вепря (или Волка, или Бешеного).

С одной стороны, мы имеем агрессивный, пещерный, гыкающий лик «Комеди продакшн», с другой — трудно проницаемый, заваленный буреломом символов и аллюзий авторский взгляд, тоже зрителю недружелюбный. На этом фоне редкие удачи вроде недавней «Легенды № 17» мы захваливаем сверх всякой меры, забывая, что таким, вообще-то, и должен быть нормальный, уважающий себя и потребителя масскульт.

Я никогда не разделял синефильской тоски по авторскому кино в прокате, но и особо не привечал его лидеров. И вот мне на русское кино остается ходить примерно два-три раза в год. Изменится ли что-то в ближайшее время? Не верю, слишком уж это напоминает ситуацию в стране в целом, где большинство решений властью принимаются либо так, чтобы никто ничего не понял, либо так, чтобы все поняли, но всем стало противно.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter