Так деликатно ребенка приглашают в мир театра. "Гадкий утенок" и начинается со слова "Здравствуйте!", которое произносит актер, играющий здесь утенка Карла (Евгений Нестеров). Пьесу, кстати, тоже выбирают на глазах у зрителя. "Быть или не быть?" – припадая на колено, восклицает один, другой примеряет себе корону – но все не то. Ведь посмотреть спектакль пришло много детей, верно? Это бродячие артисты тоже выяснили, осмотревшись, поговорив с залом и узнав заодно, в какую же часть света занесло их фургон. "Кря!" – вдруг говорит одна из них, и датчане играют Андерсена, составившего подлинную славу этой крошечной стране.
При этом ровно так же, заботливо, Гороховская приглашает в театр и взрослого. Поясняя, что для нее значит датский театр для детей, – уважение, отношение к ребенку как к полноценному человеку, доверительный разговор с ним и полная его свобода. То, чего так не хватает в нашей стране. Потому и повозка: сами по себе эти ценности возникнуть, наверное, не могут. Их надо проталкивать, показывать, насаждать, как картошку. Труппа должна проехать всю Европу ("Бельгия! Англия! Франция!" – по очереди выкрикивают актеры название стран, где их тепло принимали), застрять в непролазной сибирской слякоти, чтобы здесь рассказывать о настоящем детском театре, таком, каким он и должен быть.
Это долгий путь и тяжелый труд.
Была в моем детстве толстая-претолстая приключенческая книжка, "Капитан Фракасс", о том, как повозка с бродячими актерами завязла около полуразваленного замка одного увядающего дворянского рода, чей последний представитель жил в полном одиночестве. И дни его после этого наполнились счастьем, а лохматые нестриженые кусты в его заброшенном саду вдруг оказались усыпаны благоуханными цветами. Ровно те же ощущения у меня остались после "Гадкого утенка". И пусть театр имени Золотухина никак нельзя назвать заброшенным, а с тех пор, как главным режиссером стал Дмитрий Егоров, это и вовсе одно из самых интересных мест в городе, но такого замечательного, веселого, трогательного и умного спектакля для всей семьи мы здесь еще не видели.
Гороховская говорила с детьми и о Боге ("У ковчега в восемь"), и о смерти ("Птица Феникс возвращается домой"). Равноправный диалог, без сюсюканий и снисходительно терпеливого обращения. Такой же и в "Гадком утенке". Это давно стало главной ценностью и особенностью ее театра.
А еще это уморительно смешной спектакль. Заяц (Семен Ваулин) и Гуси (Семен Ваулин, Игорь Бочериков, Александр Савин) играют свои роли в стилистике второстепенных персонажей диснеевского мультфильма, которые были так хороши как раз за счет этих странноватых и непутевых героев.
Как и в других работах Гороховской, где герои антропоморфны, костюмы здесь лишь намекают на персонажа (художник-постановщик Софья Матвеева). Желтые латаные кафтаны – это утята. Красная лента на цилиндре, спускающаяся на нос, – индюк. Нет никаких подкладок, подробных деталей, вообще ничего, что напоминало бы детский утренник. А характер дается одним-двумя точными движениями, поворотом головы, походкой (режиссер по пластике и музыкальный руководитель Юлия Колченская). Нельзя забывать, что все же с ребенком идет разговор на равных.
Ничто не должно отвлекать от главного. Поэтому здесь декораций почти нет. Пространство вокруг фургона-сцены формируют актеры, все одетые в мягкой бело-желтой гамме. Но выглядит этот камерный спектакль все равно эффектно: сценический круг чуть не задевает ноги сидящих в первом ряду, вся театральная машинерия крутится и изменяется прямо у нас на глазах. А танцевальные номера этого короткого (около часа) и динамичного спектакля сопровождаются глубоким и детальным задним планом. Кто-то прячется за фургоном, кто-то кривляется, повторяя движения танцоров.
"Кому хочется скакать в детском спектакле?" – резонно заметил влиятельный критик, функционер и театральный покровитель Олег Лоевский, прибыв на встречу со зрителями в МТА этой весной. Он прав, да не совсем: у Гороховской, например, другой детский театр, исключительный. Детский только потому, что для детей, а не потому, что незрелый, бессмысленно пестрый и громкий, чтобы за фейерверком цветов и хлопушек можно было спрятать и бедность мысли, и отсутствие юмора. Правила игры те же, что и для серьезной постановки, – искренность, ироничность. И актеры работают серьезно, как для взрослых. Что типично для того же датского театра, но, к сожалению, совершенно нетипично для нашего.
Роли исполняют:
- Утенок Карл – Евгений Нестеров
- Испанка, третья курица – Светлана Елисеева, Маргарита Ходарева
- Индюк, Первый Гусь – Игорь Бочериков
- Утка-мама, Клара, Первая курица – Полина Шипулина
- Утка-тетя, Вторая курица – Ирина Клишевич
- Утенок, второй гусь – Александр Савин
- Утенок, третий гусь, заяц – Семен Ваулин
Справка
Екатерина Гороховская (Санкт-Петербург) – актер театра и кино, театральный режиссер. В 1998 году дебютировала в качестве актрисы в БДТ им. Товстоногова (лауреат премии Стржельчика в номинации "Лучший дебют"). Была редактором "Петербургского театрального журнала". Поставила спектакли "Бременские музыканты", "У ковчега в восемь" (Театр "Мастерская" под руководством Г. Козлова), "Птица Феникс возвращается домой" (Этюд-театр) и другие.
Факт
Бродячую сказку "Гадкий утенок" можно будет посмотреть в Молодежном театре имени Валерия Золотухина (МТА) 16 октября в 10.00 и 12.30.