В экспозиции около 50 работ: живопись и графика. Добровольского словами не перескажешь, можно разве что выстроить в ряд краски и образы: старые дома с частоколом антенн на крыше, последние октябрьские астры в простой вазе, темный, ненадежный мартовский снег… Вот шагает женщина в валенках, вот девчонка рисует на асфальте мелком. Шестидесятые-восьмидесятые: сухарики черные, яблоки моченые, крылатые качели. Солнца вроде никакого нет, но эмоциональное воздействие картин именно солнечное и долговременное – несколько дней ходишь потом с ощущением светлой радости в душе.
Выставка, кстати, называется "Добрый мир доброго человека".
Здесь мы имеем дело с подлинным искусством; и понятно же, почему люди в этот вечер говорили друг другу о своей тоске по настоящему, неподдельному. Так мало этого в наших нулевых, где дубовый пол уже на второй взгляд оказывается линолеумом, писатель – коллективом авторов, сложная инсталляция – полной ерундой…
Был ренессанс да кончился.
Михаил Шишин,
искусствовед, профессор АлтГТУ:
Изобразительное искусство все равно элитарное, оно требует сосредоточенности. А сейчас у людей клиповое мышление, сосредоточиться – непосильная задача.
Шишин ненавидит компьютерные техники и прочее "как бы искусство": для самовыражения мастеру достаточно холста и кисточки.
…К микрофону по очереди выходят друзья художника, они же – организаторы выставки. Вспоминают, как приходили в мастерскую к Владимиру Федоровичу на интересные разговоры и соленые грибочки. Говорят о его энциклопедической образованности, доброте и щедрости – дарить друзьям свои работы для него было огромной радостью.
Генеральный директор нашего издательского дома Юрий Пургин сказал, что это Владимир Добровольский нарисовал логотип "Свободного курса". Попросил не тревожить его два часа и придумал.
– Такие люди штучной работы, когда они уходят, мир становится пуст… именно на этого человека.
Архитектор Сергей Боженко рассказывает, как работа Добровольского повлияла на облик Барнаула: стела мемориала на площади Победы, памятник воинам-афганцам, мозаики.
– А композиция "История плавания" в бассейне "Обь"! Это именно история, что называется, от Гомера до наших дней. По-моему, там даже есть купающийся Пушкин!
…В это время в углу на кушетке сидят газетные фотографы, медитируют на картину "Старый город". Там так: на пустую улицу вывернул человек (черная кроличья шапка, темное пальто, теплая мохеровая рыжесть шарфа). Он спешит, но не очень – видно, как хорошо ему в этом городе: бревенчатом, двухэтажном, как будто обутом в валенки… Вечер, зима, семидесятые годы прошлого века. В это время оба фотографа ходили в школу и, может, встречали этого дядьку на улицах.
– Знаешь, – говорит мне один из них, не отрывая взгляда от картины, – я тут одной техникой увлекся… Химикаты, правда, редкие нужны, у нас не купишь. Но такие вещи можно делать! Уж поинтересней, чем цифровиком щелкать…
…В шесть вечера на улице уже совсем темно, и много-много всего должно произойти до нашего нового ренессанса.
Факт
Выставка приурочена к 80-летию со дня рождения художника. Представлены работы, созданные в период с 1957 по 2001 год, из коллекций Виктории и Валерия Васильевых, Михаила Диндиенко, Вячеслава Соколова, Юрия Пургина, Владимира Овчинникова, Сергея Боженко, а также из собрания музея и из коллекции Эдуарда Добровольского. Выставка работает с 12 ноября до 12 декабря 2009 года.
Справка
В соавторстве с ведущими художниками и архитекторами Барнаула работал над созданием обелиска в честь Победы в Великой Отечественной войне, возвел мемориальный комплекс военно-исторического отдела Алтайского краеведческого музея, мозаику на фасаде ДК Барнаула и т. д.