– Художники ведь очень восприимчивые натуры. А отец все трудные годы – и войну, и репрессии – прошел вместе с нашей страной. Мой дед по линии мамы считался кулаком: у него было две коровы, пять овец, козы. Однажды к нему просто пришли друзья и сказали, что если он не сбежит ночью в Сибирь, его расстреляют. Всей семьей они бежали из Подмосковья. А дед по отцу всю жизнь поднимал колхозы, постоянно занимался общественной деятельностью, был глубоко партийным человеком… Обстановка тех лет повлияла на формирование личности моего отца, что отразилось в его творчестве.
Двадцать три года назад он вылепил скульптуру памяти репрессированных – "Прощание отца с сыном". В то время не было заказов на подобную тему. Он создал ее по своим внутренним переживаниям. Очень тонко и деликатно в этой работе затронута тема надломленного поколения сыновей. Отец это все прочувствовал, он всегда был благодарен судьбе за то, что остался жив. На уровне городских и краевых властей озвучено решение, что этот памятник установят на площади Победы.
Скульптура – это в прямом смысле грязное дело. Глина, гипс, а если металл, то и вовсе… Очень тяжелый труд.
Работы, представленные на выставке, из нашей семейной коллекции. Большинство из них подарено друзьями. В советские времена на хрустальную вазу денег не хватало, и мы дарили друг другу этюды.
Благосостояние нашего общества с определенного момента улучшилось, и люди стали больше внимания уделять искусству, стали больше его ценить. Оно по-прежнему "не для всех", в этом его особенность. Все равно иногда ко мне в галерею приезжают из Москвы с намерением скупить картины оптом и со скидкой. Таким я отказываю.
Дочь живет в Питере, работает искусствоведом в Эрмитаже и недавно порадовала нас внуком. Я ею очень горжусь. Мечтаю, что, может быть, внука потянет сюда. Ведь галерею я строил не только для себя. Пути Господни неисповедимы. Не хотелось бы, чтобы все это осталось вот так.
Тамара Степанская,
доктор искусствоведения, член Союза художников России:
Эта выставка показывает, что значение галереи расширяется. Она занимает все более важное место в художественной жизни края. Сюда можно приходить, как на свидание с удивительными художниками.
Справка
61 год картине Геннадия Тарского "Портрет рижанки", представленной на выставке.