Я не раз видела людей, фотографирующихся рядом с его работами (например, Чаплин у "Мира"), их в Барнауле любят. Удивляет, что, несмотря на это, персональной выставки у Эдуарда Владимировича до сих пор не было. Она открылась 15 сентября в Государственном художественном музее. В этот же день художник презентовал свою новую мастерскую.
Решил: пора
– Мне в конце сентября 45 исполняется. Уж пора было выставляться… До сих пор не было такой возможности, – объясняет Эдуард. – Наверное, все потому, что живопись – мое хобби, я не зарабатываю этим на жизнь, не складываю свои картины на антресоли. Пишу и сразу дарю или продаю. Хотя в Союз художников я вступил именно как живописец. Год назад решил: пора. Поставил себе цель, набрал 30 картин и пять фигур – уже есть что показать.
– Я не испытываю гордости, глядя на свои работы. Если честно, мне уже ни одна не нравится. Объясню почему: когда делаешь, то живешь этим. Сделал – пережил. Нужно идти дальше, не оборачиваясь. А если она еще какое-то время побудет на глазах, то столько в ней найдешь недостатков, что начнешь ненавидеть. Так что стараюсь у себя ничего не хранить.
Хотя есть исключение. Моя жена Марина, как-то глядя на газон у нашего дома, говорит: хочу сюда гномов. Ну, хочет человек! Почему бы и нет? Посмотрел в Интернете, какие гномы бывают, подумал, сделал. Теперь и продавать их не хочется. У меня пусть живут.
Время другое
– Все меня называют монументалистом. По-моему, это неправильно. Во всяком случае, я себя к ним не причисляю. Я художник по металлу и монументов никогда не делал. Возможно, это направление в искусстве до сих пор живо, но явно не в Барнауле. У нас появляются скульптуры, и то в небольшом количестве. Вот отец делал монументы*. Над ними работали целыми командами (архитекторы, дизайнеры, художники).
Меня администрация постоянно просит что-то придумать: мол, надо украшать район, улицы и так далее. А в результате все заканчивается ничем, потому что любая работа стоит денег, которых у муниципалитета нет. Мой друг Володя Кикоть привез фотографии скульптур из Екатеринбурга. Вот где красота! В Барнауле пока создавать нечто подобное рано.
А отец работал по госзаказу. Это был Советский Союз, все оплачивало государство. Сейчас этого нет и не надо. Время другое.
Хотелось что-то свое
– Я решил продать отцовскую мастерскую, перешедшую ко мне по наследству, чтобы построить новую. Почему? У меня отключали отопление, не работали трубы… Она вся разваливалась. Требовались очень большие вложения. Многие художники сегодня, кстати, отказываются от своих мастерских, содержать их не на что.
Я знаю, люди говорят и думают: как же так, продал отцовскую мастерскую…. А мне там не хотелось лишний раз даже мусор трогать, который от отца остался. Грело, конечно, душу то, что здесь работал такой большой человек, но хотелось уже сделать что-то самому. Я считаю, что мне удалось.
* Владимир Добровольский – живописец, график, первый профессиональный художник-монументалист на Алтае, заслуженный художник России, член Союза художников РФ, профессор АлтГТУ. Умер в 2002 году.
Справка
У Эдуарда Добровольского появился свой сайт в Интернете.
Эдуард Добровольский,
художник по металлу:
Я больше люблю работать с медью. Она мягкая, податливая, из нее можно сделать абсолютно все. С железом так не получается. Оно главнее, оно диктует тебе условия. Но делать скульптуры из меди в Барнауле я не могу. Нет, это недорого. Просто… разворуют.