"Большинство показанных на выставке произведений создавались не для эстетического гурманства", – сообщается в пресс-релизе выставки. Среди представленных в Художественном музее снимков немало скандально известных, к примеру "Яся" Викентия Нилина. Фото танцовщицы, рекламирующей авто, сделанное с пикантного ракурса, в свое время сняли с выставки в Третьяковской галерее с криками, что изображение порочит образ русской женщины.
Сам Нилин в январе потряс воинствующих эстетов Новосибирска мастер-классом по постановочным фотографиям. Художник установил штатив, выстроил композицию, чтобы все входили в кадр, спросил: "Готовы?" А потом быстро разделся и стал нагишом снимать публику в шубейках.
Впервые в Барнауле выставлены и работы Олега Кулика из нашумевшего проекта 1993 года "Вглубь России". Перформансы в русской глубинке, сделанные совместно с писателем Владимиром Сорокиным, были тут же прозваны недоброжелателями "зоофилией".
– Эти работы созданы в девяностых, когда звериный оскал капитализма низвел человека до животных потребностей, – говорит Сергей Самойленко, координатор проекта. – Эта серия Кулика про животное начало в человеке, и ее невозможно воспринимать без исторического контекста.
На выставке можно впасть как в тоску, так и в состояние дзен. И увидеть в урнах Сатурны, глядя на "Мусорки" Давида Тер-Оганьяна, и услышать музыку барханов в беззастенчивых складках человеческого тела.
Координаторы проекта из Новосибирского центра современного искусства на пресс-конференции в Барнауле подчеркнули, что выставка не задумывалась как скандальная, однако, по их словам, в Новосибирске без скандала не обошлось. А вот кемеровская публика отнеслась к фотоработам спокойно. Кураторы выставки просят людей впечатлительных, с больной и ранимой психикой воздержаться от разглядывания подробностей представленных работ.
Из пресс-релиза выставки:
Эта серия безусловно полемична по отношению к гламурно-рекламным образам, ибо во всех подробностях представляет взору зрителя такую человеческую натуральную пластику, которую принято всячески скрывать.