Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Барнауле открылась выставка "Из истории пасхальной открытки в России"

Историко-краеведческий музей алтайской педакадемии приглашает на выставку. Познакомиться с экспонатами выставки все желающие смогут посетив центральную лестницу главного корпуса АлтГПА (3-ий этаж). Не проходите мимо и погрузитесь в благостный мир пасхальных открыток!

Всех, заинтересовавшихся сюжетами, представленными на выставке и желающими прослушать подробную экскурсию, просим обращаться в Историко-краеведческий музей АлтГПА (ул. Молодежная 55, 3 этаж, каб. 315, тел. 388440, с 9 до 16 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья).

Музей примет на хранение старые открытки любой тематики.

-Христос Воскресе!!!

-Воистину Воскресе!!!

Традиция обмена пасхальными приветствиями идет с апостольских времен, насчитывая около двух тысяч лет, но для историков очевидно, что такое приветствие, неизменное по сути, всякий раз отмечено и своеобразием той или иной эпохи. Это касается как словесной формулы поздравления, так и способа его передачи. И если в наше время широко бытуют такие формы поздравления, как обмен пасхальными SMS-сообщениями, звонки на мобильный телефон, открытки, отправленные по электронной почте и т.д., то в XIX ст. (Всемирный почтовый конгресс в Берне. 1874 г.) революционным явилось появление открытого письма. Открытые письма, в т.ч. и украшенные иллюстрациями (отсюда привычное "открытка"), быстро завоевали весь мир, и к концу века уже печатались в европейских типографиях миллионными тиражами.

Из праздничных иллюстрированных открыток одними из наиболее популярных были именно пасхальные, украшенные изображениями зайчиков, цыплят и прочих атрибутов католической Пасхи. Они завозились и в Россию, но такие открытки не соответствовали эстетическому идеалу православного россиянина, не несли в себе православного переживания Праздника Пасхи и всего широкого контекста представлений и ожиданий, связанных с ним, поэтому широкого распространения не получили.

В 1898 г. издательством "Общины Святой Евгении" ("Попечительного комитета о сестрах милосердия русско-турецкой войны", названной так в честь святой покровительницы патронессы Общины – принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской) в г. Санкт-Петербурге была впервые выпущена серия из четырех пасхальных открыток, представлявших собой акварели на весенние сюжеты писателя и художника Н. Каразина. Это были открытки, издававшиеся с благотворительной целью, доход от их приобретения поступал в Фонд бедствующим сестрам милосердия, работавшим в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Начинание было очень удачным, с каждым годом количество выпускавшихся пасхальных открыток стало возрастать, сюжеты становились все более разнообразными. Рисунки для открыток предоставлялись Общине бесплатно лучшими художниками своего времени: Е. Бем (Эндауровой), И. Репиным, К. Маковским, М. Вилие, Е. Самокиш-Судковской, И. Билибиным, А. Бенуа и многими другими. Тираж каждой открытки составлял 10 000 экземпляров, в целом же за 20 лет издательством Общины было выпущено более 6 000 открыток.

Наиболее востребованными сюжетами для пасхальных открыток, издававшихся в России, служили чаще всего виды пробуждающейся весенней природы, цветочные акварели, наиболее важные моменты храмовых богослужений праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресения), дней Страстной Седмицы и Светлого Христова Воскресения.
В промежуток между 1914 и 1917 гг. популярными становятся сюжеты пасхальных открыток, связанные с событиями первой мировой войны.

После революции 1917 г. пасхальные поздравительные открытки на многие десятилетия исчезают из обихода советского общества, хотя нельзя отрицать, что некоторые их декоративные элементы и стилевые особенности были приспособлены для открыток, приуроченных ко вновь появившимся в России светским праздникам. В этот протяженный период печатание пасхальных открыток продолжалось в среде русской эмиграции. Пасхальные открытки, издававшиеся эмигрантами из России, тратившими порой последние деньги на их издание, были необыкновенно важны для их создателей, как трогательная ниточка, связывающая их с утраченной родиной...

Издание пасхальных открыток в России начало возрождаться лишь с начала 1990-х годов ХХ века, причем многие из них воспроизводили образцы начала ХХ века.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии