Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Барнауле открыли выставку фотографий, запрещенных в СССР

В экспозиции «Счастье, проходящее мимо» художественного музея представлены 50 произведений группы «ТРИВА» - запрещенного в СССР творческого объединения фотографов при Кузнецком металлургическом комбинате.

Счастье, в Первомай проходящее мимо. Улица Обнорского. Новокузнецк. 01.05.1983. Объединение "ТРИВА".
Счастье, в Первомай проходящее мимо. Улица Обнорского. Новокузнецк. 01.05.1983. Объединение "ТРИВА".
ghmak.ru.

Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов в конце 1970-х - начале 1980-х снимали жизнь крупнейшего в стране металлургического завода, но параллельно работали и над осмыслением жизни вне предприятия и за рамками своего рабочего времени.

Группа оформилась к 1980-у году, была зарегистрирована в Горкоме Новокузнецка и имела Устав. Фотографы провозгласили творческий манифест. Их метод репортажной фотографии состоял в полном отсутствии спецобработки и кадрирования. Их объективы фиксировали сцены жизни такими какие они и были, без всяких украшений, репетиций и постановок.

При этом фотохудожники не впадали в крайности и не старались эстетизировать какие-то уродства, как это часто бывает в современном искусстве. Их работы - объективный срез реальности 1980-х, «паспортизация» жизни. Они рассказывают о простых людях простым языком, но за всем этим скрывается большая глубина и емкость.

Жизнь, фиксируемая фотографами, представала в их работах не с самой привлекательной стороны. И это не могло понравиться советской власти, которая не рассматривала правду как основу художественного творчества.

Выставка объединения "ТРИВА" в художественном музее.
Евгения Шехватова.

««ТРИВА» стала отправлять свои работы на разные конкурсы, в том числе за рубеж, - рассказывает куратор выставки, председатель Новосибирского отделения Союза фотохудожников России Евгений Иванов. - Эти работы увидели сотрудники соответствующих органов и немного испугались: попахивает чернухой. И ребятам недвусмысленно намекнули, что пора завязывать».

Идеологический отдел ЦК КПСС понимал, что одна фотография может разрушить всю их работу. В 1982 году начались проверки группы партийными органами, против «ТРИВА» выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Опасаясь угроз, Воробьев, Соколаев и Трофимов вывезли большинство своих работ на дачу и сожгли.

Евгений Иванов называет работы «ТРИВА» "достоянием России" и, вместе с тем, уникальным сибирским продуктом. Он говорит, что разделяет фотографов условно на три категории: те, кто работают в СМИ, они снимают то, что хочет и задает им редактор; выставочно-клубные фотографы из любительских объединений; маргинальные, «чокнутые» люди, у которых почему-то в голове есть миссия быть фотографами. У каждой категории свои установки на фотографию.

Выставка объединения "ТРИВА" в художественном музее.
Евгения Шехватова.

То, о чем думает фотограф во время съемки, радикально влияет на конечный продукт. «ТРИВА» попала в третью категорию. СМИ их фото были не нужны, в клубах они не нашли единомышленников. В итоге они снимали исходя из глубоко познавательных, философских соображений, им хотелось разобраться в этой жизни.

Фотографам крайне не нравился СССР с его идеологией, в которой не должно быть сомнений. "Для кого-то это нормально, но «ТРИВА» хотели сомневаться, - говорит Иванов. - Туда ли их ведут. Может на этом перекрестке я хочу в другую сторону пойти. Коня и голову потерять, но пойти. И они шли».

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии