А добыть ее негде. Лучшие книги издаются крошечными тиражами в университетских издательствах, и прочитать их можно только в библиотеке. На выставке собрано больше тысячи томов, но мы будем останавливаться только на поразительных вещах. А большинство наиболее захватывающих и содержательных книг 2012 года в Алтайском крае было издано с подзаголовком "монография". Все эти научные труды стоят на историческом стенде и читаются как хорошая беллетристика. И они тем более занимательны, что очень нам близки; это история не "государства российского", а истории людей, которые жили на этой земле до нас. И не исключено, что в одной из этих книг вы встретитесь со своим прямым предком.
Сибирская вольгота
Вот зеленая книжка с известной фотографией Ядринцева на обложке: кудри, борода, пылающие глаза. "Идеология сибирской свободы: этнокультурные и политические идеи классиков
областничества" – монография Александра Головинова издана к 170-летию со дня рождения Николая Михайловича. В аннотации сказано, что это "опыт этнокультурного и отчасти
политического осмысления идеологии сибирского областничества, наиболее ярко представленной в трудах
Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева". Автор давно изучает историю областников, видно, что он увлечен ею настолько, насколько она вообще может увлечь ученого и патриота-сибиряка. Любовь к родине,
просвещение, народничество, "уравнение колонии с метрополией во всех областях жизни", – да, вот именно; идеи Ядринцева и Потанина не утратили актуальности ни на один градус.
"Политика государственной власти и официальной церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832–1905 годах" – прекрасно написанная вещь преподавателем кафедры политической истории АлтГУ Всеволодом Ильиным. Он изучает "более чем двухвековой конфликт значительной части русского суперэтноса с имперской властью и служившей ей, полностью зависимой от государства церковной иерархии", и с одной стороны в этом конфликте Государственная Машина, с другой – староверы, изгои, которые отказываются подчиниться "синодальной" церкви. Тысячи старообрядцев пытались найти спасение на Алтае. Они искали (а некоторые и находили) легендарное Беловодье. Алтай стал одновременно центром спасения старой веры и ареной борьбы власти и церкви с расколом. В деревнях со знакомыми названиями (например, Шульгин Лог) рушатся молельные дома, арестовываются люди, гибнут бесценные иконы. Автор называет это "тотальным искоренением русского православного традиционализма", благодаря которому "в русском обществе произошел раскол на представителей государственного имперского и традиционного народного начала". Он считает, что драматический опыт государственной политики России в отношении старообрядцев должен "стать полезным в практическом смысле" и "российская государственная власть должна <...> обеспечивать правовое равенство различных конфессий". Монография издана издательством АлтГУ, тираж, к сожалению, 300 экземпляров.
Замуж убегом
Обратите внимание на исследование Вячеслава Фаронова "Рабочая семья Сибири в конце XIX – начале XX вв.: по материалам Томской губернии". Особенность нашего сибирского капитализма – значительное превышение предложения рабочей силы над спросом, поэтому зарплата была ниже принятых в России нормативов. Капиталисты и в прошлом веке ловко использовали связь рабочих с сельским хозяйством: владеют какой-никакой землей, значит, будут работать и за совсем маленькую зарплату.
Мы не сможем уйти от исторического стенда, пока не посмотрим книгу Н. В. Никишиной и
Ю. М. Гончарова "Семья горнозаводского населения Алтая второй половины XVIII – первой половины XIX века". Среди прочих удивительных фактов авторы сообщают, что, вообще-то, в конце
XVII– начале XVIII века количество женского населения у нас уже не уступало количеству мужского, но "вновь колонизируемых" районов Сибири, в том числе Колывано-Воскресенского
горного округа в первое десятилетие его истории, это не касалось. (Вот откуда наши монгольские скулы. "русских девок-то не было, вот женился твой пра-прапрапрадед на остячке", –
говорится во многих семейных легендах). При этом в некоторых семьях оставались незамужние взрослые дочери – в хозяйстве нужны были руки. В этой возмутительной ситуации не только девушки,
но и замужние женщины практиковали "замуж убегом".
"Староста „польских“ посельщиков деревни Староалейская доносил в 1774 году в Устькаменогорскую канцелярию, что горный работник Дмитрий Тюменцев уговаривал дочь „польского“ посельщика Андрея Широкова выйти замуж за Георгия Плотникова. А "как она сделалась к тому согласная, то де, cпустя дня с два в ночное время приехал паки в деревню не имея ни у кого ночлега, во время отпуска матери ее к суседу называемая вечерки, схватил ее (к чему она была уже согласна), увез ее на Змеиногорский рудник, а потом на Колыванский завод, где они были обвенчаны". "К выходу в замужество она у матери своей позволения не просила, единственно оное учинила по своему желанию".
Историческая справедливость
Самое заметное издание на историческом стенде – "Очерк генезиса феодализма в кочевом обществе" востоковеда, д.и.н., профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории АлтГУ Евгения Михайловича Залкинда. Книга легендарного историка, битого советской властью за "космополитизм и низкопоклонство", ждала публикации 40 лет, она была подготовлена к печати в 1975 году, когда автор работал в Бурятском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР и не скрывал своего отношения к уничтожению дацанов. Монографию на свои деньги издали выпускники истфака Алтайского университета, которые называют это актом исторической справедливости. Она предваряется вводными статьями – так, Юрий Чернышов вспоминает, какое ошеломительное впечатление дореволюционного профессора производил Залкинд на студентов (блестяще читал лекции, бескорыстно помогал молодым коллегам, ходил с тростью, курил в холле, стряхивая пепел в специальную коробочку, и не прогонял студентов, которые пристраивались к нему покурить и пообщаться).
Книга прекрасно издана: на переплете "Битва между монголами и китайцами" из летописи "Джамиат-таварих" и замечательный портрет ученого. Электронную версию монографии можно прочесть на сайте университета.
Непрерывный поток
Признаться, нам бы хотелось рассказать вам про все издания, представленные на историческом стенде. К 75-летию Алтая по различным краевым грантам люди смогли издавать книги об истории своих городов, сел и династий – стало быть, польза от юбилея была, и немалая. Казак Николай Дмитриевич Карпов, руководитель детского ансамбля "Любо", выпустил свою "Историю станицы Чарышской". Иван Яковлевич Горшков тиражом 500 экземпляров издал книгу "Вот моя деревня" с подзаголовком "Историко-краеведческий очерк о селе Колыванском с основания и поныне", и в каждой истории, в каждой старой фотографии видна прекрасная душа автора и его неиссякаемая любовь к родине. И так далее, и так далее.
Выставка проработает до конца марта, и она будет постоянно пополняться – книги, изданные на Алтае в прошлом году, продолжают поступать в Шишковку небольшим, но непрерывным потоком. На стенде с художественной литературой выделяются пятитомник "Образ Алтая в русской литературе" (замечательно, что портрет губернатора вложен отдельной листовкой и легко вынимается), книги лауреатов Шукшинской премии и книги, изданные по краевому конкурсу, – здесь особняком стоит подростковая повесть Анны Никольской-Эксели "Валя offline", которая, кстати, вошла в шорт-лист премии Владислава Крапивина. Очень хороши книжки из серии "Сибирская библиотека" – это проект Алтайского дома печати. Из поразительного – сборник стихотворений декана филологического факультета педагогической академии Эмилии Хомич "Ветка сирени упала на грудь". Аннотация предупреждает, что стихотворения не следует считать поэзией, и это действительно скорее ироничная вещь из серии "мэтры забавляются", но они наполнены какой-то беспредельной свободой и радостью – за такого декана любой студент-филолог ничего бы не пожалел.
Другие стенды посвящены экономике, туризму, искусству, сельскому хозяйству, педагогике и т. д., и там тоже, как говорят организаторы, "есть где разгуляться". За расписанием работы фестиваля следите на altapress.ru.
Татьяна Егорова,
заместитель директора краевой библиотеки им. Шишкова:
В феврале библиотеке исполняется 125 лет, и в этом году на выставке есть экспозиция наших изданий. Также на фестивале будут специальные гости: мы пригласили библиотечно-издательский комплекс Красноярского федерального университета, они представят нам свои издательские проекты.
Как всегда, свободное зрительское голосование и эксперты определят "Лучшую книгу Алтая", будет шесть номинаций, в том числе – книга с лучшим художественным оформлением.
Справка
5 марта в 15 часов в библиотеке пройдет встреча с представителями книжного сообщества Сибири – презентация издательских проектов Сибирского федерального университета (г. Красноярск). Приглашаются все желающие.
"Издано на Алтае": не пропустите
Открытие фестиваля – 7 февраля в 15 часов. В программе: презентация книжной выставки, презентация победителей краевого конкурса на издание литературных произведений в 2012 году; флешмоб "Читай, Барнаул!", ярмарка-продажа книг писателей Алтая и изданий Шишковской библиотеки.
Расписание презентаций: сборник научных статей "Алтай – Гималаи: два устоя Евразии" – 14 февраля в 15 часов; книга прозы Юлии Нифонтовой "Не хочу в Нормандию!" – 21 февраля в 15 часов; трехтомник Станислава Вторушина – 28 февраля в 15 часов. Презентация монографии Залкинда "Очерк генезиса феодализма в кочевом обществе" – 14 марта в 15 часов.
Фестиваль будет работать до 28 марта включительно. В день закрытия пройдет награждение победителей конкурса "Лучшая книга Алтая-2012" в номинациях: краеведческое издание, научное издание, стихотворный сборник, книга художественной прозы, книга для детей, художественное оформление книги. Голосовать могут все посетители выставки.