Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Барнауле показали немое кино под импровизацию таперов

Интересно, как выглядел бы фильм "Матрица" под аккомпанемент тапера
Интересно, как выглядел бы фильм "Матрица" под аккомпанемент тапера
Олег Богданов

В краевой столице 11 октября показали немое дореволюционное кино под импровизацию таперов - дуэта «Ан-2», в который входят два Андрея Галошина, отец и сын, известные барнаульские музыканты. На сеансе в клубе авторского кино "Отражение" побывали 110 человек (в среднем клуб посещают 60–80 человек). Демонстрировали фильмы "не для всех": "Понизовую вольницу", "Жизнь за жизнь" и "Пиковую даму". Все из личного архива киноведа, некоторые из "немых" фильмов киноведа Елена Перфильева привезла из ВГИКа, что-то записала с телеканала "Культура".

До конца этого года у барнаульских кинолюбителей есть возможность послушать лекции киноведа Елены Перфильевой и посмотреть в клубе «Отражение» (кинотеатр "Премьера" на улице Крупской) следующие фильмы:

25 октября – х/ф «На последнем дыхании», режиссер Жан-Люк Годар
8 ноября – х/ф «Тристана», режиссер Луис Бунюэль
22 ноября – х/ф «Легенда о Сурамской крепости», режиссер Сергей Параджанов
13 декабря – х/ф «Король-рыбак», режиссер Терри Гиллиам
27 декабря – х/ф «Огни большого города», режиссер Чарльз Спенсер Чаплин.

Елена Перфильева
киновед:

– Немое кино – это испытание для тех, кто никогда не общался с ним. Все это делали люди, которые никогда не учились режиссуре, которых никто не учил писать сценарии. Немое кино снимали машинисты, чиновники, офицеры, которые могли сделать сногсшибательную военную карьеру. До революции такие деятели нашего кинематографа, как Яков Протазанов и Александр Ханжонков, планировали создать в Ялте русский Голливуд. Но революция 1917 года разрушила все планы, задумки, наработки. И теперь мы пожинаем плоды тех разрушений.

Смотришь на разгул Стеньки Разина и его дружины в «Понизовой вольнице» под аккомпанемент таперов и чувствуешь себя диким зрителем из фильма «Человек с бульвара капуцинов». По «Пиковой даме» 1916 года, которая хранится в личном архиве Елены Перфильевой, алтайский театр драмы поставил одноименный спектакль. Когда-то в барнаульские кинематографы – так раньше называли нынешние кинотеатры – публика ходила не только смотреть синема, но и слушать импровизацию таперов. Современная молодежь (кстати, это основная часть публики клуба «Отражение») эпохи «Ночных дозоров» и DVD произносит слово «тапер» с ударением на «а» и воспринимает такой просмотр как диковинку.

Андрей Галошин
тапер:

– Когда нас приглашают в качестве таперов, мы стараемся импровизировать. Смотреть фильм «всухую» сложно, картинка без музыки – совсем не то. Раньше публика приходила не столько на фильмы, сколько на таперов, послушать их импровизацию. Мало кто знает, что и наш Шостакович, и американский композитор Гершвин были таперами. Быть им это тоже искусство, это искусство импровизации.

Справка

Тапер (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) – во второй половине XIX – начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии – немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.

Историческая справка:

Первый киносеанс состоялся в Барнауле в мае 1897 года. Единственный в Сибири владелец аппарата «Синематограф» Федор Махотин привез в город пленки с фильмами.Сеансы устраивали Общество попечения о начальном образовании в Барнауле и городское Общественное собрание.

В январе 1910 года Городская дума приняла решение о строительстве зданий кинематографов. В этом же году появились электротеатры «Триумф» в доме на углу улицы Пушкина и Московского проспекта, «Иллюзион» на углу Соборной площади и улицы Пушкина, «Грот» на углу Конюшенного переулка и улицы Пушкина и «Трио», а также несколько небольших электротеатров. Репертуар обновлялся два раза в неделю.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии