Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

​В Барнауле представили первый спектакль в стиле цирковой монодрамы

В арт-пространстве "Спичка" показали спектакль "Глазами клоуна" по одноимённому роману Генриха Бёлля в весьма экзотическом жанре цирковой монодрамы.

Автор и единственный исполнитель в постановке — барнаульский актёр и режиссёр Алексей Хорьков, которого театралы могли видеть в спектакле "Контрабас" и который отлично умеет играть "сам с собой", не слишком ориентируясь на зал, но всё же умудряясь удерживать внимание зрителя в длиннющих монологах.

Это история о Гансе Шнире, который все силы и эмоции вложил в свой образ. "Я клоун, и я не принадлежу ни к одной церкви", — говорит он о себе. Зрители застают героя вернувшимся в родной город после гастролей.


Не смотря на то, что родители его вполне обеспечены, Шнир остается без денег. Клоун постоянно вспоминает любимую девушку Мари, которая была для него всем миром и которая бросила его. Его карьера скатывается в пропасть, он просто пьёт и рассуждает на тему религии, быта и свой профессии, периодически доводя себя до истерики. Все точки опоры для Шнира потеряны.

Алексей Хорьков хотел режиссёрски порассуждать об актёрской профессии, выбрав в качестве транслятора своих идей хоть и умного, но житейски абсолютно пропащего клоуна-неудачника. Цирк в этой драме, конечно, есть. Герой ходит в подобии грима и проделывает пару трюков с вешалкой и яблоками.


Поскольку актёр в спектакле один, доставлять реквизит пришлось тоже самому Хорькову, и эта сцена (к слову, самая первая) стала одной из самых ярких. Полтора десятка чемоданов, гружёных бутылками и тряпками наш герой тащил по лестнице, пыхтя и громыхая. По той же лестнице на сцену он взгромоздил огромную ванну. Все это должно, очевидно, олицетворять не только предметы интерьера, но и груз на душе измученного алкоголем и общественным лицемерием Ганса Шнира.


Автор романа, который стал основой постановки, ведет рассказ от первого лица. Но вместе с тем в произведении полно действующих лиц. Алексей Хорьков придумал, как познакомить с ними зрителя, не выходя за рамки жанра монодрамы. Поэтому с отцом он переговаривается по скайпу и бесконечно звонит по мобильному. Или кто-то звонит ему. А свои мысли он записывает голосовыми сообщениями. Это помогло существенно осовременить события, которые у Бёлля происходят в послевоенное время.

Внимательный зритель заметит, что чемоданы героя связаны длинной веревкой с петлёй на конце. Но петля так и не "выстрелила". А, может, и не должна была. В конце спектакля Шнир почти полностью теряет себя как личность. Он превращается в настоящего клоуна, даже боится заплакать и хоть как-то проявить свои чувства из-за грима. Он выходит на улицу, где идёт карнавал, считая, что в нём может по-настоящему спрятаться.

Алексей признается, что не все задуманное удалось закончить до премьеры, так что, возможно, в концовке спектакля будут изменения. Это ли не повод сходить на представление не единожды.

Постановка ориентирована на публику от 16 лет.

Текст: Надежда Тиунова
Фото: Александра Фоменко.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter