В 41-м году незадолго до защиты диплома в Академии художеств Харшак добровольцем ушел на фронт, служил в народном ополчении. Вел для своего батальона окопный рукописный журнал, в конце 1942-го был переведен в редакцию армейской газеты, где до конца войны работал художником. В письмах с фронта он иногда признавался, что оторвался от творческих процессов, что тоскует по академической культуре. За время войны на фронте и в блокадном Ленинграде он сделал около 400 рисунков с натуры. Сам он считал, что занимается фиксацией фактов, документирует действительность, и не мог предположить, что эти рисунки окажутся в собраниях Русского музея. Война оказалась мощным соавтором: окопные рисунки имеют подлинно художественную ценность.
На выставке представлены семь офортов, которые музею подарил сын художника.
– Работы такого уровня – еще один повод гордиться собранием Алтайского художественного музея, – говорит Светлана Артюхова, заведующая выставочным залом.
На выставке представлены офорты "Это не должно повториться", "Раненый лес", "Конец концлагеря", "Ленинградки", "На Берлин", "Перепашем". Художник возвращался к уже готовым листам на протяжении нескольких лет, изменял их, доводил до совершенства. Искусствоведы поражаются мощности и экспрессивности его работ. Кроме офортов, в экспозицию включен архивный материал (книги, альбомы, буклеты, каталоги) о петербургской династии художников Корниловых – Харшаков, связанной с Барнаулом прочной многолетней дружбой. Искусствовед Корнилов был первым дарителем нашего художественного музея еще в 1958 году.
Справка
Офорт – разновидность гравюры на металле, позволяющая получать оттиски с печатных форм ("досок"), изображение на которых создается травлением поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Дюрер, Рембрандт и многие другие.
Выставка работает с 28 апреля по 28 мая. Адрес музея: пр.Ленина, 88.