По словам Дмитрия Марьина, главного редактора девятитомного собрания сочинений Василия Макаровича, за основу брали восьмитомник, изданный пять лет назад.
Дмитрий Марьин,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ:
У нас сохранился коллектив редакторов. Мы сохранили принцип композиции, в основном сохранилась и структура. Но провели серьёзную подготовительную работу. Мы имели возможность работать с оригиналами документов из Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, архива и фонда отечественного кино ВГИКа, частные архивы людей, которые были знакомы с Василием Шукшиным - супруги Григорьевы, Александр Гордон, Людмила Андросова, Евгений Попов и многие другие.
Марьин ездил во Владимирскую область. Это была первая возможность неделю работать в архиве области, архиве и музее Владимирского тракторного завода, где Шукшин работал полгода, научной библоиотеке и встретиться с людьми, кто был знаком с Василием Макаровичем.
Дмитрий Марьин,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ:
Работа шла по двум направлениям – интенсивно и экстенсивно. В интенсивном направлении переработали восьмитомное издание. Сразу же после выхода восьмитомника появилось большое число отзывов. Была и критика. Мы её систематизировали, анализировали и устранили. Работа в экстенсивном плане была более серьёзной. У нас 82 новых текста по сравнению с восьмитомником, из них 24 публикуют впервые.
Когда мы говорим о такой цифре, нужно понимать, что в основном это тексты не художественные. Художественные уже давно собрали, издали и найти что-то новое очень трудно. Тем не менее, находки в этом разделе есть. Самой крупной стал литературный сценарий Василия Макаровича. Его мы нашли в архиве киноконцерна "Мосфильм" при помощи и поддержке участника прошлых Шукшинмкий чтений Олега Шухера, директора центра творческой работы ВГИКа.
Чем интересен сценарий? Здесь стоит дата: 2 июня 1965 года. В это время Шукшин уже состоял в штате киностудии имени Горького. Это, видимо, тот случай, когда он искал подработку. Он написал этот сценарий для студии Горького, а в 66-м году выпускники ВГИКа сняли короткометражный художественный фильм.
Если мы сравним с рассказом, по корму он написан, есть ряд интересных нововведений. В самом рассказе никаких локальных маркеров нет. Мы не можем сказать, что действие происходит на Алтае. А вот здесь, в сценарии к фильму, маркеры есть. В одном из эпизодов герои встречают голодных пленных японцев. Такое на самом деле было на Алтае после войны.
Новые тексты появились в разделе публицистики. Все шесть текстов в официальную библиографию не входили. По словам Дмитрия Марьина, в основном это публикации в региональных газетах – "Архрнгельский комсомолец", "Ленинская смена" Горького и так далее. Нашли статью в газете "Московская кинонеделя" от января 1966 года. Это небольшое интервью, ранее неизвестное исследователям. Здесь Василий Макарович представляет свою новую повесть "Точка зрения", которую публиковали чуть позже.
Дмитрий Марьин,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ:
Но мы знаем, что она уже написана была в 66-м году. И он тут говорит, что хотел бы снять фильм по этой повести. Фильм снят так и не был.
Есть новый тексты в разделе письма. Их 17. С некоторыми обладателями оригиналов мы встречались. Одно из них к Людмиле Андросовой. Письмо датируется 66 годом. В то время Людмила Ивановна была студенткой второго курса Томского государственного университета. И на студенческой конференции она прочитала доклад о творчестве Василия Шукшина, собиралась курсовую писать по этой теме. К сожалению, томские профессоры этот доклад зарубили. В слезах она написала письмо Шукшину. Завязалась переписка. Он, кстати, тоже просил помощи – она высылала ему книги о сибирских диалектах. Он как раз работал над романом "Я пришёл дать вам волю".
Интересно, что дочь Людмилы Андросовой, которая сейчас живет в Москве и преподает культурологию в МГУ, своим студентам на занятиях показывает письма Василия Макаровича. В них очень интересные рассуждения о русской культуре XVII века - о том, что русская вбирала в себя национальные культуры и в этом её уникальность. Ещё одно интересное письмо – письмо студента Шукшина, письмо 57 года к преподавателю ВГИКа Ирине Жигаловой, это ассистент режиссёра Александра Роу. Письмо написано с курорта, города Моршина, куда Василий Макарович был направлен на лечение язвы. Вот представьте, студент пусть не престижного вуза направлен на всесоюзный курорт. Вот такая забота была о студентах. Письмо полно восторга. Его тоже нам передал Олег Шухер.
Большой блок появился в разделе документов. Впервые публикуют отчёт Шукшина с режиссёрской практики на съёмках фильма "Два Фёдора". Его передала киновед Лариса Ягункова, участница прошлых чтений.
Дмитрий Марьин,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ:
В 72 году, будучи выпускником ВГИКа, она взяла интервью у Василия Макаровича. У них завязались добрые отношения. И в 80-е годы, когда работала над книгой о Шукшине, она сделала копию этого отчёта в архиве ВГИКа. К сожалению, в архиве он пропал. Так бывает. Так исчезли некоторые документы из личного дела Андрея Тарковского. Отчёт интересен тем, что это первые шаги Шукшина в режиссуре, он там многие принципы, которые потом как режиссёр отстаивал.
Ещё интересно, что когда Шукшин попал на режиссёрскую практику, его сразу же пригласили как киноактёра на две роли. Первая роль – это в фильме Марлена Хуциева "Два Фёдора", он тогда назывался "Два солдата" А вторая – в оперетте Георгия Натансона "Белая акация". Представляете? Шукшин мог сыграть роль опереточного, поющего героя. После колебания он выбрал роль в фильме Хуциева. Об этом он никогда не жалел, но если бы он остановился на роли в оперетте, мы бы знали, наверное, совсем другого Василия Макаровича. А ведь, как говоряь те, кто его знает, он любил петь и неплохо пел. Может быть поющий Шукшин пошёл по другому пути в кино.
В девятитомнике есть заявление, которое барнаульские филологи нашли на киностудии имени Горького. Это заявление Шукшина на имя директора киностудии Георгия Бритикова, в котором он просит выдать ему авансом полторы тысячи рублей для приобретения кооперативной квартиры. Это письмо лета 1964 года, тогда он въехал в свою первую квартиру в Москве. Авансом он просил деньги, потому что уезжал на съёмки. Руководство студии пошло на встречу. Деньги Василию Макаровичу выделили, он приобрёл кооперативную квартиру в Свиблово. В ней он прожил до 1972 года.
Дмитрий Марьин,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ:
Еще один интересный документ – записка Шукшина, которую мы нашли в личном деле во ВГИКе. Эта записка прилагалась к автобиографии и заявлению о разрешении сдавать экзамены во ВГИК и была отослана ешё из Сросток. Он пишет: "Уважаемая комиссия, дополнительно прошу сообщить о характере специальных испытаний на режиссёрский факультет. Кроме того, очень прошу отправить ответ авиапочтой". Эта маленькая записка сразу же отвергает миф о том, что Шукшин поступил во ВГИК случайно, о том, что он, якобы, приехал поступать в литературный институт, там ему сказали: "Иди-ка ты, парень, лучше во ВГИК. Там такие рабочие крестьяне нужны".
На презентации был Алексей Варламов, прозаик, литературовед, главный редактор журнала "Литературная учёба".
Алексей Варламов,
главный редактор журнала "Литературная учёба":
Трудно было найти восьмитомник Шукшина. Год тому назад я пытался в Москве его приобрести, связывался с какими-то сомнительными личностями, но никак не удавалось. В конце концов на Тверской в букинистическом магазине мне удалось купить его за сумасшедшие деньги. Это издание пользовалось огромным успехом и я думаю, что девятитомник тоже будет востребован у читающей России.Журнал "Литературная учёба".Я здесь, чтобы показать и подарить номер журнала "Литературная учёба", который мы издали специально к 85-летию Василия Макаровчиа. Он целиком посвящён творчеству Шукшина. Представлены материалы Дмитрия Марьина, Александра Куляпина, сотрудников музея в Сростках Лидии Калугиной и Лидии Чудновой, литераторов России Валентина Курбатова и Валентина Осипова. Здесь есть удивительные воспоминания Аси Берзер, легендарного редактора "Нового времени", которые раньше не печатали.
Филологи, работавшие над девятитомником, говорят, что издание научно-массовое. Но они надеются, что издание воспримут как предакадемическое и станет основой для создания академического собрания сочинений Василия Шукшина. Они надеются, что появится научно-исследовательский институт по изучению творчества Василия Шукшина.