Как сообщает пресс-секретарь театра Дарья Козырева, концертная программа "К Вам, павшие" была специально подготовлена к 65-летию Великой Победы, и ее премьера в Новосибирске состоялась 9 мая 2010 г. Эта дата тем более значима для Новосибирского театра оперы и балета, что сама его история неразрывно связана с трагическим событиями Великой Отечественной Войны. Окончание строительства театра, формирование труппы и начало работы цехов шло в тяжелые военные годы, а его открытие оперой "Иван Сусанин" 12 мая 1945 года, через три дня после Великой Победы, стало символом стойкости и мужества русского народа.
19 мая концерт откроет кантата Павла Чеснокова "Во дни брани". Это сочинение, своего рода молебен, композитор создал в годы Первой мировой войны. Далее в программе — кантата Алексея Ларина "Солдатские песни", написанная специально ко Дню Победы. В заключительной части концерта прозвучит сочинение Родиона Щедрина, которое композитор посвятил памяти не пришедшего с войны брата, — четыре хора на стихи Александра Твардовского.
Вячеслав Подъельский,
заслуженный деятель искусств России, главный хормейстер НГАТОиБ:
Как правило, на концертах, посвященных Отечественной войне, исполняются песни военных лет. Однако в программу концерта "К Вам, павшие" мы включили не песни, а произведения других жанров, связанные с темой войны, написанные специально для хора. Львиная часть программы такого сольного хорового концерта будет исполнена а капелла.
Хоровая опера Родиона Щедрина "Боярыня Морозова" посвящена важному и трагическому событию русской истории – церковному расколу. Сюжет оперы основан на литературных памятниках того времени – книгах "Житие протопопа Аввакума" и "Житие боярыни Морозовой".
Уже полвека имя Родиона Щедрина занимает место в ряду первых композиторов современности. Музыкой двадцатипятилетнего автора дирижировал Леопольд Стоковский, а на рубеже веков Германия, где сегодня живет Щедрин, предложила ему написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. Музыкант связал в своем творчестве "русскую тему" с новейшими композиционными приемами, экспериментировал с пространством сцены, в его сочинениях оркестранты сопровождали игру пением. Щедрин — автор как трагического "Автопортрета", так и "Озорных частушек". С его легкой руки вся страна запела о монтажниках-высотниках, а примой балетов композитора была Майя Плисецкая, по инициативе которой написана "Кармен-сюита" — сочинение, каждый день звучащее на театральных сценах, в концертах и в радио-эфирах всего мира!
На авторском экземпляре партитуры русской хоровой оперы в двух частях "Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой" Родион Щедрин проставил дату — июнь 2006 года. Но замысел этого сочинения композитор вынашивал почти три десятилетия. По словам Щедрина, "это была очень давнишняя моя мечта — подобраться к этой странице российской истории, трагичнейшей странице церковного раскола в XVII веке".
Вячеслав Подъельский,
заслуженный деятель искусств России, главный хормейстер НГАТОиБ:
"Боярыня Морозова" - это опера для хора. Хоровая опера – жанр в истории музыки неизвестный. Жанр необычный, хор здесь выполняет не только обычную для себя функцию, но и функцию оркестра. Приемы, используемые автором, не хоровые, а скорее, оркестровые. Вместе с этим хор является действующим лицом – выражает чаяния народа или сопереживает главным героям.
Премьера оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова" в концертном исполнении состоялась в Новосибирске 11 декабря 2009 г. в рамках Рождественского фестиваля искусств.
Образ боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой хорошо известен по знаменитой картине Ивана Сурикова "Боярыня Морозова". Такой же она предстанет 20 мая перед барнаульскими слушателями, написанная голосами выдающихся исполнителей одноименной оперы.