Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

«В Барнауле я не вижу конкуренции». Ирина Лаптева – о развитии гастрольной индустрии и требованиях артистов

По некоторым оценкам, концертный рынок России ежегодно растет на 15–20%. При этом не учитывается так называемый «корпоративный» сегмент, который растет быстрее и считается самым безрисковым направлением отрасли. В Алтайском крае индустрию комплексно представляет по сути одна компания – концерно-театральное агентство «Лига-Арт». О том, как развивается рынок и как «достать звезду», «ВД» рассказала директор этого агентства Ирина ЛАПТЕВА.

Не жадничайте!

– Ирина, в последнее время в Алтайском крае наблюдается весьма активный рост потребительского спроса на различного рода шоу. С чем вы это связываете?

– Прежде всего в регионе стабилизировалась экономическая ситуация. У руля стоит серьезный человек, заинтересованный в развитии своей территории. Люди наконец-то получили уверенность в завтрашнем дне, и им теперь нужны зрелища. Такого не было при прежнем губернаторе: люди не шли, хотя мы делали отличные рекламные кампании, привозили недорогих звезд. А сейчас люди уже могут себе позволить ходить на концерты. Причем не только «бюджетных» артистов, но и мегазвезд с соответствующей ценой билетов.

– И при таких благоприятных на первый взгляд условиях для развития рынок выглядит совершенно лишенным конкурентной составляющей. Это так?

– Да, у нас в Барнауле я не вижу конкуренции. Есть те, кто специализируется на клубных вариантах, а мы этими проектами не занимаемся. Другая область индустрии была и у Михаила Рапопорта, когда он занимался шоу-бизнесом. На сегодняшний день я не вижу фигуры, составляющей нам конкуренцию.

– Но ведь к нам привозят артистов и агентства из других городов. Вы не рассматриваете их в качестве соперников?

– Конечно, агентства, например, из Новосибирска, привозят сюда звезд. И иногда случаются «накладки»: одновременно и они заявляют мегазвезду, и мы. Стараемся договариваться, объяснять, что у нас город маленький и публика рассредоточится. И ни у вас, ни у нас кассы не будет. Как правило, все получается. А вообще мы сотрудничаем. Так, перед тем как везти сюда звезду, общаемся с компаниями в других городах, узнаем, как «продается» артист. Кроме того, мы нанимаем людей в других городах, когда везем туда тур, чтобы местное агентство занималось всеми оргвопросами на месте. И, в свою очередь, мы выступаем в роли наемного сотрудника, когда московские агентства привозят сюда артиста. Например, мы сотрудничаем с такими мощными прокатчиками, как Иван Гомельский, Дмитрий Рыбак и Хизри Байтязиев.

– Можно ли говорить, что этот рынок, как и большинство других отраслей, не лишен компаний-однодневок?

– Есть люди, которые занимаются этим бизнесом разово. При этом закладывают себе не 5-7% комиссии, как мы, а гораздо больше. И, чтобы этого добиться, устанавливают астрономические цены на билеты. А потом спрашивают: «Почему у нас отменяются концерты, а у вас – аншлаги?» А я отвечаю, что грубить не надо. Не жадничайте, и тогда у вас все получится.

Бывает, организаторы концертов берут кредиты. А потом, когда кассу не собрали, приходится и машины, и квартиры продавать, чтобы расплатиться. Это ведь рискованное предприятие. И, чтобы не провалиться, надо рассчитывать все: количество и уровень доходов населения, затраты… Иногда волосы становятся дыбом: «А вдруг не сможем продать нужное количество билетов по таким ценам?» В таких ситуациях важны опыт, знание области, аудитории. А это приходит только со временем, а не случайно.

Мы же на периферии!

– Технические райдеры («условия тура». – Прим. «ВД») звезд порой весьма сложны для реализации в провинции. Насколько их требования выполнимы у нас в Барнауле?

– Райдеры артистов составляются едиными с общими требованиями как для столицы и других государств, так и для регионов. И иногда действительно нет возможности удовлетворить определенные требования. Тогда звонишь и говоришь: «Ребята, ну мы же на периферии!» И начинается долгий процесс договоренностей. Но у нас есть определенные связи: мы знаем и продюсеров, и директоров, знаем их слабые места. Как правило, удается все уладить. Вообще, переговоры о гастролях могут длиться по полгода.

– В Барнауле ограничено число площадок, подходящих для больших концертов. По большому счету, только одна – Дворец зрелищ и спорта.

– Это так. И некоторых звезд мы не можем привезти именно по этой причине. Так, концерт Софии Ротару стоит 75 тыс. евро. Чтобы это сделать, нужен только Дворец, с ценой билетов от 600 до 2,5 тыс. руб. Но элитная публика не любит Дворец: он уже давно требует эстетического ремонта, чтобы удовлетворить требования публики. А пока ситуация такова, что состоятельный зритель лучше слетает на ту же Софию Ротару или Аллу Пугачеву в Москву: посидит в шикарном кресле, послушает хороший звук.

Сейчас мы все больше программ перемещаем в концертно-развлекательный комплекс «Мир». Это единственный тысячный зал в Барнауле, большой и удобный для посетителей. Есть еще шикарный театр драмы, но там сейчас всего 700 мест, а этого мало.

Безрисковая работа

– «Домашние концерты» – участие звезд в корпоративных вечеринках, называют самым легким видом гастрольного бизнеса. Как развивается это направление у нас?

– Это стало модным лет 10 назад, а недавно стало еще и доступно, так что спрос есть. И нам с корпоративами легко: заказчик уверен в своих средствах, заранее оговаривает бюджетную сторону. Работа, таким образом, безрисковая.

У нас в этом смысле востребованы артисты среднего звена - Александр Маршал, Олег Газманов, Анжелика Варум с Леонидом Агутиным. А одна компания порадовала барнаульцев тем, что пригласила на свой юбилей Валерию с Пьером Нарциссом и его балетом.

Надо сказать, что звезды, когда слышат «корпоративная вечеринка», то поднимают цены до космического уровня. Особенно это видно сейчас: скоро состоится концерт в Кремлевском дворце в честь инаугурации президента. И все рейтинговые звезды будут там. Остальные реагируют естественным образом. Вот какая ситуация у нас была совсем недавно. У наших партнеров скоро праздник, и они захотели пригласить с концертом звезду. Но по стечению обстоятельств мероприятие выпадает на день инаугурации президента. Когда мы артиста выбрали, звезда нам умножила свой гонорар примерно на пять. И объяснила: «Все сейчас пойдут в Кремлевский дворец, никто в регионы не поедет. Так что надо пользоваться случаем!» А звезда-то не кассовая, стоила до этого $ 5 тыс. И так поступило все среднее и низшее звено артистов.

– Пригласить на корпоративную вечеринку можно любого артиста, все зависит лишь от цены вопроса?

– Кого-то из звезд можно легко достать, сами звонят: вот они мы, только купите. Кого-то очень сложно. А некоторых в принципе нереально. Звезды высокого уровня достигли такого положения и статуса, что деньги им уже не нужны. Они заработали достаточно, чтобы не ездить по «корпоративам». Тем более что они получают за пару выходов на московских площадках примерно столько же, как за гастроли в Барнауле. А если сравнивать цены непосредственно внутри региона, то участие в «корпоративе» стоит примерно в два раза больше, чем один концерт.

Пока у нас на «корпоративы» еще не приглашают зарубежных звезд. Но это движение вовсю идет в столице. Например, один московский бизнесмен приглашал на день рождения своей дочери Scorpions, которые потом поехали в тур по Сибири. Мы не рискнули их взять в Барнаул. Ведь у артистов, как наших, так и зарубежных, есть обязательное условие: гонорар выплачивается заранее.

«Тут все здорово»

– Есть мнение, что для артистов большие туры по регионам – это не работа, а так называемый «чес», с соответствующим отношением к выступлениям. Ваша позиция?

– К нам звезды едут в концертный сезон, а, значит, именно работать. Это серьезные туры, достойные тех денег, которые они тут получают. Мы, как организаторы, все тщательно оговариваем. Скажем, только живой звук, никакой фонограммы. А вот летом, когда артисты гастролируют по южным направлениям, – там действительно «чес», и часто случается откровенная халтура.

– Барнаул – не самый известный город, не мегаполис, далек от центральной части страны. Сложно заманить сюда статусного артиста?

– Наш город, конечно, не центр России, но и не глубокая провинция. Конечно, часто бывает, что артисты сюда приезжают хмурые, но потом видят, что здесь цивилизация и медведи по улицам не ходят, и настроение поднимается. Как сказала Тамара Гвердцители, которая ездила с туром по Сибири, «в моем понимании Сибирь – это было что-то снежное, страшное и холодное. А тут все так здорово!» А от Барнаула она вообще была в восторге: солнечный город с интересной, новой, стильной архитектурой в отличие от Москвы и Новосибирска.

Кроме того, и с точки зрения профессионализма мы соответствуем московскому уровню. Умеем вести себя как гостеприимные хозяева, способны сделать так, чтобы артисту здесь понравилось, и он захотел приехать в Барнаул снова.

Специальный вопрос

- Часто говорят, что у звезд на гастролях случаются экстраординарные капризы. Это действительно так? Насколько они адекватны уровню артиста?

- Каждая звезда достойна того, чтобы прислушивались к ее маленьким капризам. Мой опыт говорит, что требования практически всегда достойны артиста. Если написано в райдере «обязательно «Мерседес», значит, это звезда соответствующего уровня. Артист среднего уровня потребует просто автомобиль иностранного производства. Удовлетворить требования звезд реально – в магазинах есть все. Правда, вот была у нас «Агата Кристи», им было нужно пиво, которого у нас нет. Мы нашли только 10 бутылок, остальное пришлось везти из Новосибирска. Часто бывают нюансы, связанные с питанием. Но человек привыкает к определенному питанию, и ничего страшного в этом нет. Скажем, мы долго искали брокколи для Кристины Орбакайте. Ну, кушает она только это, что тут поделаешь!

О чем еще рассказала Ирина Лаптева

О спектаклях

– Барнаул заслуженно считают театральным городом, и поэтому к нам с удовольствием едут хорошие спектакли. И это не те антрепризные спектакли, которые были еще несколько лет назад, когда труппа всего три человека и весь багаж – пара сумок с мягкими декорациями. Сейчас это высокопрофессиональные команды с технологичным антуражем. Например, скоро к нам приедет спектакль «Игра в правду», там декорации – несколько тонн груза.

О мега-звездах

– Движущая сила у нас – это женщины. Они активно ходят на спектакли, шоу, концерты. А мужчины… Они в основном в буфетах или с трудом высиживают шоу. И я считаю, когда это есть, то выступает не мега-звезда. А вот когда мужчина с удовольствием слушает, смотрит – вот это мега-звезда. И у таких артистов все очень сложно со сроками. Например, мы хотим привезти спектакль с участием Валерия Гаркалина. Начали выбирать сроки с сентября, дошли до декабря и так пока ни к чему не пришли.

Об отношении к культуре

– У нас отношение к культуре таково, что если артист сам не постарается себе заработать, то государство его не поддержит. И поэтому многие звезды гастролируют от безысходности. Например, актриса Наталья Варлей ездила по городам, чтобы заработать себе на операцию. А Лариса Долина делала четыре концерта по Сибири, чтобы заработать на создание нового джазового коллектива. И сейчас он у нее есть.

Кто такая Ирина Лаптева

Ирина Николаевна Лаптева окончила Алтайскую государственную академию культуры и искусств (АГАКИ) по специальности «Режиссер-педагог театрального коллектива».

Практически вся карьера г-жи Лаптевой связана с театральной отраслью. Последняя должность – главный администратор Алтайского государственного театра музыкальной комедии. С 2006 года Ирина Лаптева является собственником и руководителем театрально-концертного агентства «Лига-Арт».

Размышляя о своих профессиональных планах, Ирина Лаптева говорит: «Есть у меня задумка: может быть, в следующем году выступлю в качестве продюсера какого-нибудь юного дарования или нашего местного спектакля. Ведь сейчас в Барнауле проще купить звезду, чем поставить спектакль».

Ирина Лаптева замужем, у нее двое детей. Говоря о своих увлечениях, директор «Лиги-Арт» выделяет театр: «Я не пропускаю ни одной премьеры!»

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии